По данным газеты «Коммерсантъ», ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) оставит в собственности 100% акций ОАО «Вторая грузовая компания» (ВГК) и продаст контрольный пакет ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК). Такое решение приняла правительственная комиссия по транспорту и связи под руководством Сергея Иванова.
Решение комиссии означает, что частному оператору Globaltrans не удастся провести сделку по покупке 50% ВГК, на которые компания собиралась потратить 25 млрд руб. РЖД действительно долгое время предполагали вхождение Globaltrans в ВГК. Но после обсуждений, проведенных руководством страны, было принято решение продать контроль в ПГК, а ВГК оставить у себя. РЖД рассчитывают, что ВГК быстро заработает и материнская компания сможет успешно провести её размещение на бирже, не деля доход от продажи с другими игроками рынка.
Теперь Globaltrans, которая, готовясь к покупке ВГК, экономила на инвестиционной программе, планирует до конца года потратить эти деньги на закупку вагонов. К концу года компания планирует откорректировать стратегию развития, предполагающую как органический рост, так и поглощения. В частности, Globaltrans интересуют кэптивные железнодорожные операторы, входящие в крупные промышленные группы.
26 августа 2010 года Советом директоров ОАО «РЖД» принято важнейшее решение о создании дочернего открытого акционерного общества в сфере грузовых перевозок – «Вторая грузовая компания». ВГК должна стать универсальным оператором собственного подвижного состава, который будет осуществлять все типы отправок по сети железных дорог России. Компании будет поэтапно передано в управление около 180 тысяч вагонов инвентарного парка ОАО «РЖД».
Согласно предварительному инвестиционному плану, до 2015 года компания приобретет более 76 тыс. новых вагонов и модернизирует более 61 тыс. вагонов с выделением на эти цели более 140 млрд руб. Это позволит снизить средний возраст парка ВГК с 22 до 15 лет к концу 2015 года. В настоящее время ведется работа по завершению предусмотренных законодательством процедур по учреждению компании и обеспечению начала ее хозяйственной деятельности.
Формирование конкурентного сектора в сфере грузовых железнодорожных перевозок путем создания операторов, владеющих собственным подвижным составом, предусмотрено Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте и целевой моделью рынка грузовых железнодорожных перевозок.
Учредителем компании является ОАО «РЖД» (100% минус 1 акция), доля в уставном капитале некоммерческой организации АНО «Желдорреформа» - 1 акция. Уставный капитал ОАО «ВГК» составит 46,4 млрд рублей. Он будет сформирован путем передачи 156 тыс. 414 грузовых вагонов ОАО «РЖД» и денежных средств в размере 0,2 млрд рублей. Общий объем вагонного парка в оперировании ОАО «ВГК» составит 180 142 вагонов (включая 23 728 вагонов, находящихся в лизинге у ОАО «РЖД», на условиях договора сублизинга).
Аналитики полагают, что сделка по покупке пакета акций ВГК вряд ли была бы выгодной для Globaltrans и рынка в целом. «Инвесторы должны позитивно оценить то, что Globaltrans не будет сливаться с компанией со старым парком и несравнимо худшей диспетчеризацией»,— считает гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов.