По данным газеты «Коммерсант», сделка между Evraz Александра Абрамова и Романа Абрамовича и британской British Steel по покупке ее рельсового завода Hayange на севере Франции маловероятна, говорит источник “Ъ”, знакомый с ситуацией.
По его словам, в адрес Evraz лишь поступало предложение рассмотреть возможность приобретения актива, не переросшее в полноценные переговоры. Администрация British Steel только заявила, что ведет переговоры со всеми заинтересованными сторонами, чтобы сохранить бизнес завода.
British Steel, ранее один из крупнейших производителей стали в Великобритании, в мае 2019 года объявила о банкротстве после провала переговоров с правительством о финансовой помощи. Зарубежные активы остались за периметром банкротства.
Завод Hayange, выпускающий 320 тыс тонн рельсов в год, является основным поставщиком рельсов для французского национального перевозчика Societe Nationale des Chemins de fer Francais (SNCF), в марте 2019 года выиграл контракт с железными дорогами Каталонии (FCG) на поставку рельсов для программы обновления путей и так далее.
Тем не менее, как сообщала Le Monde в мае 2019 года, менеджмент предприятия опасается закрытия производства, поскольку основным поставщиком заготовки для него является завод British Steel в британском Сканторпе, и если он закроется, металлурги останутся без сырья.
Запасов, сформированных в преддверии Brexit, хватит лишь на полтора месяца. При этом предприятие работает с максимальной загрузкой и на май продало уже 280 тыс. тонн, или 87,5% годовой загрузки.
По оценкам гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, SNCF активно наращивает инвестиции. В 2018 году они достигли рекордного уровня в €8,9 млрд.
«SNCF фактически является крупнейшим покупателем рельсов в Европе, объем ежегодных закупок превышает 150 тыс. тонн»,— говорит эксперт. Таким образом, Evraz мог бы получить доступ к крупному рынку и усилить экспортное направление компании.
Пока практически все объемы рельсов Evraz выкупает ОАО РЖД, в 2019 году объем поставок в его адрес составит 770–780 тыс. тонн. Представитель Evraz подтвердил “Ъ”, что и на сегодня «для компании в приоритете внутренний рынок и потребности ОАО РЖД».
В мае 2019 года вице-президент Evraz по продажам и логистике Илья Широкоброд говорил, что объем экспорта рельсов составляет 100–120 тыс. тонн в год, но экспортный потенциал ограничен производственными возможностями.
После модернизации в 2019–2021 годах рельсобалочных мощностей на «Евраз НТМК» с увеличением выпуска на 230 тыc. тонн в год компания планирует нарастить экспорт до 200 тыс. тонн и более, говорил господин Широкоброд.
При этом у Evraz есть сертификат на поставку рельсов Deutsche Bahn, но «чтобы поставлять в Германию, необходима гарантия долгосрочных контрактов и дополнительные объемы», говорил в марте 2019 года старший вице-президент Evraz по коммерции и развитию бизнеса Алексей Иванов.
«У нас освоена большая часть зарубежных профилей, но мы продолжаем работу — недавно освоили специальные рельсы для Бразилии, в этом году освоим рельсовые профили для Южной Кореи», — Илья Широкоброд, вице-президент Evraz по продажам и логистике, 23 мая 2019 года.
Руководитель отдела аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов согласен, что французский актив мог бы потенциально открыть доступ на новые экспортные рынки.
«Еще в 2014 году Evraz получил сертификаты, разрешающие использовать рельсы его производства для высокоскоростных магистралей и путей общего назначения в Европе»,— подчеркивает он.
Андрей Лобазов из «Атона» полагает, что Evraz могла не устроить цена за актив. Кроме того, немаловажными считаются риски жесткого сценария Brexit, которые сейчас заметно выросли, добавляет он.