По данным газет «Ведомости» и «Коммерсант», миноритарий Highland Gold Иван Кулаков не задержится в акционерах крупного Нежданинского месторождения золота в Якутии.
Купив в марте 82,3% проекта у «Полюса», господин Кулаков договорился о поэтапной продаже актива второму совладельцу Нежданинского — Polymetal. Сумма выкупа 75,3% в СП составит до $180 млн., но лишь $10 млн. будет выплачено наличными, а остальное — акциями Polymetal.
В течение последних 10 лет Polymetal был одной из самых быстро растущих компаний отрасли. С 2008 г. производство компании выросло более чем вдвое – до 1,27 млн. унций золотого эквивалента.
Но срок жизни месторождений Polymetal короче, чем у конкурентов, указывает аналитик БКС Олег Петропавловский. Сроки жизни месторождений, которыми владеет компания, истекут между III кварталом 2017 г. (Капан в Армении) и 2034 г. (Майское на Чукотке).
Жизнь трех проектов завершится в 2023–2024 гг.: Дуката (самый крупный серебряный рудник в России), Омолона (хаб, объединяющий пять месторождений в Магаданской обл.) и Охотска (хаб в Хабаровском крае, где перерабатываются руды трех месторождений).
Но Polymetal продолжает активно покупать месторождения. 17 июля 2017 года компания сообщила, что договорилась об опционе на консолидацию 100% Южно-Верхоянской горнодобывающей компании (ЮВГК), которая владеет лицензией на разработку Нежданинского месторождения золота в Якутии. Сейчас Polymetal владеет 17,7% Южно-Верхоянской компании, у Pallavicino Holdings Ltd. – 82,3%.
Бенефициар Pallavicino Holdings – бывший гендиректор Highland Gold Иван Кулаков. Долю в Нежданинском месторождении он купил в конце марта у «Полюса» за $158 млн. Оплата должна была проходить двумя частями: $100 млн. – сразу, остальное – если проект достигнет определенных операционных и финансовых критериев.
Polymetal выкупит у Кулакова 7% сразу за $8 млн., говорится в сообщении Polymetal. Окончательная стоимость опциона будет рассчитана после проведения оценки запасов месторождения по JORC.
По условиям Polymetal сможет приобрести оставшийся пакет акций по цене $75 за унцию, умноженные на общее количество запасов. Вознаграждение должно быть не меньше $105 млн. и не больше $180 млн.
Из них $10 млн. будут выплачены деньгами, а оставшаяся сумма – акциями компании (видимо, допэмиссией). Капитализация Polymetal — $5,09 млрд., то есть Иван Кулаков может получить до 3,5% в текущем капитале и стать одним из крупнейших акционеров.
Дополнительно Кулакову положена премия в $12 млн., которая выплачивается немедленно. Если Polymetal решит не реализовывать опцион на покупку, он будет иметь опцион на продажу 24,7% Южно-Верхоянской компании Pallavicino Holdings за 1 000 евро.
Polymetal может и продать Pallavicino 24,7% в СП, но за номинальную €1 тыс. при вложенных в проект $20 млн. В Polymetal говорят, что это возможность выйти из проекта без обязательств, «если он не будет обеспечивать необходимую доходность на капитал», но это маловероятно.
«Актив идеально соответствует ключевым компетенциям Polymetal в переработке упорных руд и разработке удаленных месторождений»,— заявил глава компании Виталий Несис. Инвестиции могут составить $200–250 млн. из free cash flow.
Для завершения сделки по приобретению 7% и начала опциона на покупку 75,3% Polymetal должен получить одобрение Комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
По новым условиям соглашения доля Polymetal в совместном предприятии увеличится до 24,7%, а доля, принадлежащая инвестиционной компании, составит 75,3%. На выкуп этих акций Polymetal приобрел опцион совместно со своими дочерними предприятиями. Опцион действителен с 1 февраля по 1 июня 2018 года.
Иван Кулаков — бывший партнер Романа Абрамовича, он формировал золотодобывающую Highland Gold Mining (компания подконтрольна структурам Романа Абрамовича, Александра Абрамова и Александра Фролова, по данным отчета за 2016 г.), где был совладельцем и управляющим директором, но с середины 2000-х годов остался миноритарием с 4,15% на конец 2016 года. В 2004 году Кулаков говорил, что золотодобывающий бизнес для него и его команды – профильный.
Господин Кулаков в марте купил 82,3% ЮВГК у «Полюса» Саида Керимова за $158 млн. ($58 млн выплатит после запуска Нежданинского). Источники в отрасли тогда предполагали, что Иван Кулаков может выступать в интересах других покупателей или перепродать пакет.
В 2013 году Polymetal купила за $73,3 млн. в акциях и $3,9 млн. наличными Маминскую горнорудную компанию у структур, основным владельцем которых информированные источники называли господина Кулакова.
Источники, знакомые с весенними переговорами по Нежданинскому, говорят, что «Полюс» хотел быстро продать актив, но Polymetal, имевшая опцион на увеличение доли до 50% и преимущественное право выкупа, была не готова. Тогда «Полюс» продал пакет Ивану Кулакову, трехсторонних переговоров не было.
«Структурирование сделки происходило с новым владельцем»,— подтверждают в Polymetal. Получить комментарии господина Кулакова не удалось. Привлекал ли он займы для покупки доли, неизвестно, в кипрском реестре данных о залогах Pallavicino нет.
В Polymetal не комментируют возможную продажу Иваном Кулаковым акций компании, источник, близкий к совладельцам золотодобытчика, не знает о каких-либо договоренностях и называет бизнесмена «комфортным акционером».
Директор по металлургии и горной добыче Prosperity Capital Management Николай Сосновский отмечает, что дивидендная доходность акций Polymetal — около 5% годовых в долларах, а ежедневные объемы торгов в $20–30 млн. позволяют при желании быстро монетизировать бумаги.
О рентабельности разработки месторождения до актуального подсчета запасов говорить нельзя, считает аналитик АКРА Максим Худалов. По подсчетам аналитика, если содержание золота составит 2,5 г/т, то средний cash cost составит порядка $600-700 за унцию. В этой ситуации с учетом полных затрат капитальные издержки составят $200-300 за унцию.
Таким образом, полная себестоимость унции золота составит $800-1 000, что окупится при текущих ценах на золото – $1 236 за унцию. «Но это очень грубый подсчет», - подчеркивает Худалов.
Сейчас Polymetal готовит предварительное ТЭО Нежданинского месторождения, его результаты компания планирует опубликовать в конце года. Нежданинское – четвертое по величине месторождение золота в России, расположенное на северо-востоке Якутии. Запасы по JORC на 2012 г. составляли 11 млн. унций золотого эквивалента, говорится в сообщении Polymetal.
Руды Нежданинского крайне тяжелые в переработке. Месторождение доступно только по всесезонной грунтовой дороге и не имеет подключения к электросетям.
Добыча на месторождении будет вестись открытым способом, предполагается также строительство флотационной фабрики, которая будет производить концентрат для последующей переработки на Амурском ГМК в Хабаровском крае (в 2016 г. при мощности 225 000 т руды компания переработала здесь 149 000 т). В июньской презентации Polymetal указывает, что добыча на Нежданинском при благоприятном развитии событий может начаться в 2021 г.
Polymetal - производитель драгоценных металлов. Основные акционеры – Александр Несис (26,69%), Петр Келлнер (12,83%), «Открытие» (7%), семья Александра Мамута (10,06%), Александр Мосионжик (3,95%). Капитализация – $5,1 млрд. Выручка (МСФО, 2016 г.) – $1,56 млрд.
Polymetal
Полюс
Открытие холдинг (ФК Открытие)
Александр Григорьевич Абрамов
Александр Мамут
Александр Натанович Несис
Александр Владимирович Фролов
Омолонская Золоторудная компания
Роман Аркадьевич Абрамович
Сулейман Абусаидович Керимов
Маминская Горнорудная Компания (МГК)
Altynalmas Gold Ltd / Проект Кызыл
Саид Сулейманович Керимов
Южно-Верхоянский горнодобывающий комбинат (ЮВГК) / Нежданинское месторождение золота
Иван Кулаков
Polymetal выплатит $10–17 за унцию ресурсов без учета своей доли, указывает Олег Петропавловский из БКС, тогда как Кызыл и Комаровское в Казахстане покупались в 2014–2016 годах по $92 и $70–129 за унцию ресурсов соответственно.
Большая часть ресурсов Нежданинского относится к «предполагаемым» (7,7 млн. унций), говорит он, Polymetal видит реальной конвертацию всех ресурсов в 2,4 млн. унций запасов. Polymetal постоянно добирает ресурсную базу, чтобы загрузить переработку.
Золотодобывающая компания вынуждена каждый год приобретать новые активы, так как срок жизни его месторождений ниже, чем у основных конкурентов, отмечает Олег Петропавловский.