Группа ВТБ завершит присоединение трех дочерних банков — Саровбизнесбанка, Запсибкомбанка и «Возрождения» в 2021–2022 годах, сообщили “Коммерсанту” в банке. Это существенная задержка, в конце 2019 года руководство ВТБ планировало завершить консолидацию «Возрождения» в мае 2020 года, Запсибкомбанка — в августе, а Саровбизнесбанка — в ноябре, пишет издание. Однако в результате в 2020 году «приоритетами стали финансовая помощь клиентам и обеспечение их качественного и безопасного обслуживания, в том числе в удаленном формате», подчеркнули в ВТБ.
Между тем филиальная сеть и численность персонала трех дочерних банков ВТБ в этом году уже сильно изменились, следует из отчетов за январь—сентябрь.
В частности, сеть «Возрождения» была реорганизована: филиалы переведены в статус региональных и дополнительных офисов, итоговое количество офисов сократилось на 17%, до 95 единиц, а средняя численность сотрудников — на 6,4%, до 4,2 тыс. человек. Сеть Запсибкомбанка сократилась на 28%, до 56 подразделений, а средняя численность его персонала — на 5%, до 2,4 тыс. В Саровбизнесбанке сеть была представлена 50 подразделениями, следует из январского кредитного отчета «Эксперт РА», а сейчас, согласно данным на сайте ЦБ, у банка 28 подразделений. Средняя численность персонала Саровбизнесбанка сократилась за год на 17%, до 712 человек.
Летом член правления ВТБ Дмитрий Пьянов объяснял инвесторам, что банк запустил «коммерческую миграцию» клиентов дочерних структур.
Суть в том, что клиентам трех дочерних банков предлагается продуктовая линейка ВТБ, переход на которую позволяет получить доступ ко всем его сервисам. Таким образом, клиенты переводятся на обслуживание в ВТБ без юридического присоединения банков, пояснял он. Это призвано «уменьшить региональную сеть трех новых регионально распределенных приобретений».
Изменение сроков интеграции может быть связано с вопросами готовности IT-систем материнского и дочерних банков к этому, отмечает аналитик S&P Дмитрий Назаров. Он поясняет, что технически банк может быть не до конца готов без каких-либо проблем и сложностей для клиентов присоединить их. А вот фактор пандемии вряд ли сыграл большую роль, полагает господин Назаров: «История давняя, возможно, исходно банк слишком оптимистично для себя оценивал, насколько быстро и эффективно они смогут интегрировать системы».
В КПМГ тоже пока не видят, чтобы «пандемия и текущая экономическая ситуация значимо влияли на процессы интеграции в тех сделках, которые были совершены до марта 2020». Зато версию про IT-системы там считают вполне релевантной.
При объединении банков интеграция IT-архитектур обычно становится самым сложным, самым долгим и дорогим аспектом, подтверждает партнер департамента инвестиций и рынков капитала КПМГ Петр Королев.
У ВТБ могли возникнуть и другие проблемы и заминки в слиянии. Тогда же летом господин Пьянов признавал, что есть «юридическое осложнение по юридическому присоединению» дочерних банков. Однако в ВТБ и тогда и сейчас отказались пояснить, в чем оно заключается.