По данным газеты «РБК daily», 19 мая 2011 года Росимущество провело аукцион по продаже 55% порта Ванино. Продажа госпакета порта вызвала огромный интерес среди угольных, транспортных и других компаний. На него претендовали 14 компаний.
В их числе угольные холдинги СУЭК (которому принадлежит терминал в Ванино), «СДС-Уголь», представляющая интересы En+ Олега Дарипаски «Канопус», холдинг «Сибуглемет» (принадлежит Анатолию Скурову, Владимиру Мельниченко и Валентину Бухтоярову). Кроме того, портом Ванино заинтересовались «Транс-Инвест», ИГ «Колмар», «ТИМ Консалт», «Информационно-издательская группа «Новые известия» (принадлежит жене экс-префекта Северного округа Москвы Олега Митволя), подконтрольные Владимиру Лисину холдинг Universal Cargo Logistics Holding BV и входящий в него Туапсинский морской торговый порт.
Стартовая цена 55% порта была 934 млн. руб. Торги шли несколько часов, было сделано более 700 шагов, в результате чего акции порта были проданы за 10,8 млрд руб. (то есть в 11 раз выше стартовой цены) компании «Сэлтехстрой». В тот же день Росимущество заключило договор с «Сэлтехстрой», и теперь покупатель должен в течение 30 дней перечислить деньги.
Претенденты на покупку Ванино называют конечную его стоимость завышенной. UCL Holding готов был предложить за госпакет более чем 3 млрд руб., En+ (контролирует 21,64% обыкновенных акций порта Ванино) остановилась на 5,6 млрд руб.
Совладельцем «Сэлтехстрой» ранее называлась жена Олега Митволя, бывшего префекта Северного административного округа Москвы. Однако сам г-н Митволь утверждает, что его супруга накануне аукциона продала принадлежащий ей пакет акций «Сэлтехстроя» предпринимателю Ивану Микояну. Предположительно, последний вынашивает планы по созданию крупной стивидорной компании.
Недавно «Сэлтехстрой» стал владельцем блокпакета московского Северного порта и пытался побороться за госпакет акций аэропорта Толмачево. Микоян намерен приобретать и другие портовые активы, в том числе за рубежом. Компания будет заниматься перевалкой угля, алюминия, глинозема, сжиженного газа. В ближайших планах «Сэлтехстрой» — консолидация 100% акций Северного порта.
Открытое акционерное общество «Ванинский морской торговый порт» — крупнейшая в Хабаровском крае стивидорная компания, предоставляющая погрузочно-разгрузочные и сопутствующие транспортно-экспедиционные услуги. Предприятие является правопреемником основанного в 1943 году одноименного морского порта. Основным владельцем компании до последнего времени было государство (55% акций).
«Ванинский порт» — транспортный узел, связывающий воедино железнодорожный, морской и автомобильный пути сообщения. Через Ванино поставляются грузы в северо-восточные регионы России, Японию, Южную Корею, Китай, Австралию, США и другие страны АТР. Выгодное географическое расположение порта открывает ближайший выход к морю грузам, идущим с Запада по Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожным магистралям.
Инфраструктуру порта образуют шестнадцать причалов, открытые и закрытые склады, оснащенные портовыми сооружениями и объектами, крановым оборудованием и перегрузочной техникой. Глубины у причалов и технические средства позволяют принимать и обрабатывать суда дедвейтом до 45 000 тонн.
В состав стивидорной компании наряду с универсальными причалами входят специализированные терминалы: паромный, контейнерный и глиноземный, а также портовый флот, выполняющий швартовые операции, перевозку пассажиров, снабжение судов водой. Грузооборот компании в 2009 году составил 6 млн. тонн. Основными грузами являются уголь, цветные и черные металлы, лес и пиломатериалы, руда, контейнеры.
Андрей Стоянов из УК «Брокеркредитсервис» называет сделку по покупке Ванинского порта одной из самых удачных приватизационных сделок в истории России. «Но говорить об экономическом интересе покупки при такой цене крайне сложно — возможно, что задачей «Сэлтехстрой» было просто помешать будущему покупателю или заставить его заплатить максимальную цену. Теперь осталось дождаться, сумеет ли победитель оплатить покупку», — говорит эксперт. Аналитик также не исключает, что пакет акций порта будет выставлен на продажу повторно.
Аналитик «Рай, Ман энд Гор Секьюритиз» Екатерина Андреянова также полагает, что итоговая цена за 55% акций Ванино завышена. «Исторически порт не показывал существенного роста грузооборота и выручки, — отмечает она. — Можно предположить, что на базе Ванино планируется существенно увеличить перевалочные мощности и в разы поднять грузооборот, но это потребует огромных инвестиций и времени».