По данным газеты «Ведомости», отпрыски королевских семей зарабатывают по-разному. Разделить бизнес Роману Абрамовичу и Борису Березовскому помогал принц Абу-Даби, шейх Султан бен Халифа Аль Нахаян. Его комиссионные могли составить $260 млн.
О деталях сделок между российскими миллиардерами говорится в недавнем решении Высокого суда Лондона по иску Березовского к Абрамовичу. Шейх Султан участвовал сразу в двух сделках Березовского и Абрамовича на общую сумму $1,475 млрд, следует из решения судьи Энтони Колмана от 31 марта.
Во-первых, в 2001 г. компания, подконтрольная шейху Султану, была посредником в сделке c акциями телеканала ОРТ. Березовский и ныне покойный Бадри Патаркацишвили продали их структурам Абрамовича за $175 млн.
Вторая сделка — платеж на $1,3 млрд, соглашение по которому было также подписано в 2001 г. (деньги шли в рассрочку). Березовский утверждает, что это была плата Абрамовича за 43,5%-ную долю в «Сибнефти». Абрамович настаивает, что долей в «Сибнефти» у Березовского и Патаркацишвили не было, а $1,3 млрд они получили как компенсацию за помощь в приватизации «Сибнефти».
По данным Березовского, «бенефициарные доли» в «Сибнефти» у него купила компания Devonia Investments Ltd. Шейх Султан стал «гарантом исполнения обязательств» Devonia: он перечислил деньги Березовскому и Патаркацишвили из собственных фондов, а потом перепродал актив Абрамовичу.
«Сибнефть» была образована на основании указа Президента РФ Бориса Ельцина № 872 от 24 августа 1995 года. В её состав были включены одни из самых перспективных предприятий России. Государственный комитет по имуществу 11 октября 1995 года предписал включить в состав компании нефтедобывающее предприятие «Ноябрьскнефтегаз», «Омский НПЗ», геологоразведочное предприятие «Ноябрьскнефтегазгеофизика» и сбытовую сеть «Омскнефтепродукт». Перечисленные предприятия были выделены из «Роснефти».
В дальнейшем, в результате приватизации, основным акционером «Сибнефть» стала компания Millhouse Capital, которая не скрывала своего намерения продать компанию, если за неё будет предложена высокая цена. Дважды предпринималась попытка продать активы «ЮКОСу» (в 1997 году и в 2003 году), но обе сделки были расторгнуты. Длительное нахождение в состоянии «предпродажной подготовки» стало оказывать негативное влияние на производственные показатели «Сибнефти». Большая часть получаемой прибыли направлялась акционерами на выплату дивидендов, размер которых стал рекордным в отрасли.
Покупатель был найден в 2005 году. 28 сентября 2005 года ОАО «Газпром» и Millhouse Capital подписали документы на приобретение 72,7% акций ОАО «Сибнефть». Сумма сделки составила $13,09 млрд. Ранее «Газпром» купил 3% акций «Сибнефти» у «Газпромбанка». Таким образом, «Газпром» получил контроль над 75,7% акций ОАО «Сибнефть». 13 мая 2006 года состоялось внеочередное собрание акционеров ОАО «Сибнефть», на котором было приняло решение о смене названия компании на «Газпром нефть». После того, как «Сибнефть» была куплена «Газпромом» и сменила название на «Газпром нефть», начался новый этап развития компании.
Как утверждает Березовский, посредничество шейха понадобилось для того, чтобы скрыть конечного покупателя акций «Сибнефти» — Абрамовича.
У представителей Абрамовича другая версия: роль шейха Султана, похоже, сводилась к тому, чтобы обойти ограничения в банковском законодательстве Англии — в части противодействия отмыванию нелегальных доходов; ведь платеж должен был пройти как «реальная сделка».
Кроме того, по данным юристов Абрамовича, шейх Султан получил серьезную комиссию за свое участие в сделке с Березовским на $1,3 млрд — 20%.
Практика подобных посредников широко распространена, отмечает партнер UFG Wealth Management Дмитрий Кленов: граждан ОАЭ и других стран нередко привлекают, чтобы соблюсти интересы «нераскрываемых бенефициаров».