По данным газеты «Коммерсантъ», крупнейшая российская интернет-компания «Яндекс» может вступить в борьбу за мессенджер ICQ, выставленный на продажу американской AOL. На популярную в России систему мгновенных сообщений, оцениваемую более чем в $200 млн, также претендуют другая российская компания — Digital Sky Technologies (DST) (владеет долями в Mail.ru, «Вконтакте.ру», «Одноклассники.ру», Facebook и др.), ее партнер по интернет-порталу Mail.ru южноафриканская Naspers, китайская интернет-компания Tencent Holdings Limited и крупнейшая интернет-компания Чехии Seznam. Yahoo! была исключена из списка претендентов, так как предложила за ICQ меньшую сумму, нежели ожидала AOL.
Напомним, что в декабре прошлого года AOL объявила о реструктуризации бизнеса и распродаже непрофильных активов, среди которых социальная сеть Bebo и ICQ. Интерес к ICQ проявляет и DST- российская инвесткомпания обсуждала сумму в $200-250 млн (сама AOL заплатила за ICQ в 1998 году $287 млн, а также инвестировала в развитие сервиса порядка $120 млн). Сделка по продаже ICQ DST может быть закрыта в течение двух месяцев.
ICQ является американской (а ранее израильской) централизованной службой мгновенного обмена сообщениями, использующей протокол Oscar. Пользователь службы работает с программой-клиентом (т. н. называемый мессенджер), запущенной на устройстве соединённом с сетью Интернет. Мессенджер подключается к серверу. Через сервер осуществляется поиск и связь с другими клиентами, а обмен служебными данными, сообщениями между пользователями может осуществляться как через сервер так и без его участия.
Служба является коммерческой, но её использование бесплатно. Управляет службой ICQ, Inc. — подразделение корпорации AOL, входящей в конгломерат Time Warner. С момента создания служба принадлежала её разработчику, компании Mirabilis, но в 1998 году была продана нынешнему владельцу - AOL. Помимо самого обеспечения функционирования службы, компания разрабатывает программы-клиенты и поддерживает вспомогательный веб-портал.
За годы существования ICQ выпустила множество клиентов, претерпела множество изменений. По приблизительным оценкам, службой активно пользуется около 15 миллионов человек, а зарегистрированных учётных записей около 400 миллионов. I
CQ была создана в 1996 г. несколькими израильскими старшеклассниками, которые через два года продали ее AOL за $287 млн. Основные доходы ICQ приносят баннеры и контекстная реклама в результатах поиска. У ICQ есть два партнера в России — Rambler и «Яндекс» Они продвигают мессенджер через свои порталы и делят с ICQ доходы. Выручка Rambler от рекламы в ICQ составила в 2008 году около $6 млн.
«У «Яндекса» достаточно ресурсов, чтобы конкурировать с остальными претендентами на актив. Компания уже несколько лет получает существенную чистую прибыль, на ее счетах должно быть аккумулировано не менее $100 млн»,— говорит аналитик ИК «Финам» Татьяна Менькова.
Эксперты считают, что ICQ в большей степени интересен DST и Naspers. Поглощение ICQ поможет DST и Naspers нарастить свою долю в сегменте сервисов мгновенных сообщений (у Mail.ru есть собственный мессенджер — «Агент@Mail.ru»), а также получить синергию от интеграции ICQ с другими своими проектами, в частности c социальными сетями.