По данным газеты «Коммерсантъ», крупнейший российский внутренний авиаперевозчик «Ютэйр», совладельцами которого являются структуры «Сургутнефтегаза», выставлен на продажу. Переговоры ведутся с пятью потенциальными покупателями, среди которых правительство Москвы, Lufthansa, «Аэрофлот» и «Сибирь». Пятым потенциальным покупателем являются структуры акционеров «Металлоинвеста», которые, по неофициальным данным, контролируют частную долю в аэропорту Внуково. Наиболее вероятный покупатель — Москва, которая так может решить проблему загрузки аэропорта Внуково.
Предположительно, продать «Ютэйр» ее владельцы хотели давно, а сейчас компания в достаточной степени нарастила пассажиропоток. По итогам 2009 года на фоне снижения рынка на 9,4% объем пассажирских перевозок «Ютэйр» вырос на 9,3%. Компания стала лидером роста в России. В первом квартале 2010 года при росте рынка на 33,4% «Ютэйр» прибавила 63,8% и стала крупнейшим перевозчиком на внутрироссийских маршрутах. В случае продажи вертолетный бизнес «Ютэйр» будет выделен и сохранен владельцами. Точного ценового предложения покупателям не делают, наиболее близкой к истине считается цифра в 10 млрд руб.
Для Москвы данная сделка была бы логичной: сейчас перед столичным правительством поставлена задача развития авиаперевозок. Но «Атлант-Союз» долгое время переживал управленческий кризис, а после кризиса в 2008 году альянса AiRUnion, в разрешении которого активно участвовал, оказался обременен большим долгом. Кроме того, городу нужно загружать новый пассажирский терминал во Внуково с пропускной способностью 20 млн пассажиров, который должен быть введен в мае. Кроме того, именно «Ютэйр» обеспечивает основной пассажиропоток Внуково, а со сменой владельца может уйти в другой аэропорт.
Сделка «Аэрофлота» или «Сибири» с «Ютэйр» маловероятна. Руководство российских авиакомпаний останавливает тот факт, что у «Ютэйр» очень высоки долги — порядка 22 млрд руб., а бизнес по перевозкам пассажиров убыточен. По данным отчета «Ютэйр» по МСФО за 2008 год, вертолетные работы принесли ей операционную прибыль 5 млрд руб., а пассажирские перевозки — операционный убыток в 968 млн руб. Также «Ютэйр» предстоит обновление парка самолетов, связанное с большими затратами.
У Lufthansa, есть желание выйти на российский рынок и есть деньги. Однако, покупка «Ютэйр» иностранной компанией должна быть одобрена правительственной комиссией во главе с премьером Владимиром Путиным. И даже такой крупной компании как Lufthansa преодолеть административные барьеры, встающие перед иностранным покупателем, будет трудно.
Компания «ЮТэйр» берет свое начало в 1934 году. На сегодняшний день авиакомпания является крупным мировым вертолетным гигантом и входит в четверку крупнейших авиакомпаний России. Ежегодно более 2,5 млн. пассажиров выбирают «ЮТэйр», это 3 место на внутреннем рынке пассажироперевозок с долей контролируемого рынка 7%.
Авиакомпания «ЮТэйр» осуществляет пассажирские перевозки как на внутрироссийских, так и на международных авиалиниях. Самолеты, задействованные в международных перевозках оснащены системами предотвращения опасного сближения (TCAS), спутниковой навигации, шумопоглощения, кислородным оборудованием и пр. Парк самолетов насчитывает 104 машины. В их числе Boeing 737, Bombardier CRJ 200, ATR 72, ATR 42. Вертолетный парк авиакомпании насчитывает 182 вертолета.
Авиакомпания «ЮТэйр» - это многоуровневый, функционально диверсифицированный комплекс, включающий в себя 5 собственных аэропортов, авиационный ремонтный завод, 6 авиационно-технических баз, дочернюю авиакомпанию, лизинговую компанию. Компания владеет и управляет пятью аэропортами, в том числе одним аэропортом федерального значения в г. Ноябрьске, четырьмя аэропортами регионального значения в поселках Березово, Игриме (Ханты-Мансийский АО), Мысе Каменном, Тазовском (Ямало-Ненецкий АО).
В 2004 года Авиакомпания «ЮТэйр» осуществила сделку по приобретению 70% акций авиакомпании «Комиинтеравиа» - регионального перевозчика, являющегося монополистом на маршрутах из Республики Коми. В первом квартале 2010 года авиакомпанией было перевезено 945 тыс. человек.