По данным газеты «РБК daily», cписок предприятий, из которых государство намерено выйти в 2010 году, пополнится 14 ОАО, большую часть которых составляют морские порты, аэропорты и пароходства. В результате плановая выручка от приватизации в 2010 году вырастет с 22 млрд руб., как предполагало Минэкономразвития в августе этого года, до 77 млрд руб. В списке на продажу в 2010 году 449 АО и 250 ФГУПов.
Список компаний, из которых государство намерено выйти в 2010 году, расширится за счет компаний, исключенных из перечня стратегических. Среди них четыре порта («Новороссийский морской торговый порт», Мурманский, Туапсинский и Ванинский порты), пять пароходств (Северо-Западное, Енисейское, Мурманское, Волжское и Сахалинское), три аэропорта (екатеринбургское Кольцово, новосибирское Толмачево и Анапа). Кроме того, правительство намерено избавиться от госпакетов в ТГК-5 и «СГ Транс». Также решено продать госдоли в «Росгосстрах» (13%) и «Совкомфлот» (25% минус одна акция).
Первыми претендентами на приватизацию станут АО, где доля государства слишком мала для участия в принятии решений. А также те предприятия, финансовое состояние которых либо слишком плохое, либо, напротив, хорошее, что привлекательно для инвесторов, с которых можно получить хорошие деньги.
На большинство объектов покупатели должны найтись — как в России, так и за рубежом. Все объекты инвестиционно привлекательны. В последующие два года (приватизацию планируется завершить к 2012 году) на торги будет выставляться госимущество на сумму 50—100 млрд руб. – такой объём, который в состоянии будет переварить рынок. Списки будут составляться по мере разогрева интереса инвесторов. Это станет ежегодным алгоритмом.
Самым привлекательным активом, дополнившим список на приватизацию, считается «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП), крупнейший в России. В ноябре 2007 года порт провел размещение 19,38% акций на Лондонской фондовой бирже и российских площадках, выручив около $1 млрд. 5% акций порта в интересах «Российских железных дорог» (РЖД) приобрел «Транскредитбанк». 20% акций НМТП принадлежит государству. Бенефициарами контрольного пакета акций НМТП являются Александр Пономаренко и депутат Госдумы Александр Скоробогатько. Компании не на что жаловаться в кризисный год: выручка НМТП по МСФО за первое полугодие 2009 года составила $334,2 млн., что на 6,2% больше, чем годом ранее, тогда как чистая прибыль увеличилась на 52,5%, до $128,9 млн.
Из отдельных компаний государство планировало выйти и ранее, однако не нашло возможности. Так, способ приватизации «СГ-Транс», монополиста в сфере перевозки сжиженного газа железнодорожным транспортом, ведомства не могут определить уже несколько лет. Последний вариант, предложенный Минэкономразвития и Росимуществом, предполагал передачу «СГ-Транса» РЖД в обмен на допэмиссию в пользу РФ. Но приватизация «СГ-Транс» задерживалась в связи с тем, что у компании не зарегистрировано право собственности на часть имущества, переданного в свое время при преобразовании перевозчика из ФГУПа в ОАО.
К другим госпакетам инвесторы не скрывают интереса. Так, «КЭС-Холдинг», единственный совладелец ТГК-5, не прочь выкупить 25% плюс одна акция компании у государства. Однако при условии, что цена блокпакета будет действительно рыночной.
ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (ОАО «НМТП») оказывает широкий спектр стивидорных и портовых услуг и является крупным российским портовым оператором. ОАО «НМТП» представляет собой ключевой канал поставок российских импортных и экспортных грузов. На долю НМТП приходится около 20% всех импортных и экспортных поставок, осуществлявшихся через морские порты России. Согласно котировкам ценных бумаг компании на Лондонской фондовой бирже, текущая капитализация НМТП составляет $42,96 млрд.
Универсальность оборудования дает ОАО «НМТП» возможность обрабатывать все основные виды грузов, перевозимые морским транспортом – наливные, навалочные, смешанные грузы и контейнеры и гибко реагировать на изменения типов грузов, поставляемых через порт. Основные операции ОАО «НМТП» сосредоточены в порту города Новороссийска.
Новороссийский Порт расположен в северо-восточной части Черного моря. Это единственный универсальный незамерзающий глубоководный порт Южного бассейна России, позволяющий осуществлять круглогодичную навигацию. Новороссийск находится на пересечении международных транспортных коридоров, связывающих Россию со Средиземноморьем, Ближним Востоком, Африкой, Южной и Юго-Восточной Азией, Северной и Южной Америкой.
Избавиться за год почти от 700 госпакетов физически возможно, вопрос — в цене, полагают эксперты.
Именно вопрос цены может стать камнем преткновения на пути заявленной правительством массовой приватизации, считает старший экономист ИК «Тройка Диалог» Антон Струченевский. «Но поскольку приватизация — это реальный шанс заткнуть дыры в бюджете, есть шанс, что она будет рыночной», — говорит он.
Замдиректора Центра развития ГУ-ВШЭ Валерий Миронов считает, что массовой приватизации помешает конъюнктура рынка — Россию может накрыть вторая волна кризиса, и в этой ситуации инвесторы будут готовы скупать активы только очень дешево».