По данным газеты «РБК daliy», «Российские железные дороги» рассчитывают до 2012 года заработать на продаже имущества и акций своих «дочек» 150 млрд руб., причем 38 млрд руб. монополия намерена выручить уже в этом году.
Компании есть что предложить инвесторам, в частности 75% минус одна акция «Первой грузовой компании» (ПГК). Среди возможных покупателей 75% акций ПГК называются подконтрольный Геннадию Тимченко нефтетрейдер Gunvor и «Независимая транспортная компания» (НТК), входящая в НЛМК Владимира Лисина. Также «стратегов» может быть несколько и они могут создать консорциум.
Контроль в ПГК будет продан до окончательного формирования «Второй грузовой компании» (ВГК), то есть до конца третьего квартала 2011 года. РЖД при этом сохранят «золотую акцию» в грузовой компании.
Продажа 75% ПГК поможет РЖД увеличить инвестпрограмму. В 2010 году на ее финансирование монополия направит 315 млрд руб. (вместо заявленных ранее 270,5 млрд руб.), увеличилась и инвестпрограмма на 2011 год — с 315 до 349 млрд руб. Ранее монополия рассчитывала выручить от продажи «дочек» в 2010—2012 годах 90—112 млрд руб.
Концепцию продажи акций дочерних компаний совет директоров РЖД одобрил в конце 2009 года. Помимо контрольного пакета в ПГК в частных руках окажется 35% акций «Трансконтейнер» (IPO компании состоится в ближайшее время), 50% минус две акции «РЖДстрой» и «Желдорреммаш». Покупателей для 100% «Транскредитбанк» (ТКБ) и 50% минус две акции «Элтеза» в РЖД уже нашли. Покупателем для первого стал ВТБ, для второй — канадская Bombardier.
ОАО «Первая грузовая компания» (ОАО «ПГК») — крупнейший оператор грузовых железнодорожных перевозок в России. ОАО «ПГК» основано в 2007 году в результате реформирования ОАО «Российские железные дороги». Поскольку ОАО «РЖД« является естественной монополией с регулируемыми тарифами, оно не могло конкурировать на равных с другими собственникам подвижного состава.
ПГК было создано с целью обеспечить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность грузовых перевозок, и как следствие — получить дополнительные средства на обновление российского парка подвижного состава и финансирование инфраструктуры. Создание ОАО «РЖД» столь мощной организации, получившей от своего учредителя 200 000 вагонов, вызвало критику в создании монополиста со стороны частных операторов, самый крупный из которых на тот момент владел парком не более 30 000 вагонов.
Основным учредителем и владельцем обыкновенных акций ОАО «ПГК» является ОАО «Российские железные дороги». ОАО «Баминвест» в качестве соучредителя принадлежит одна обыкновенная акция компании. ПГК предоставляет услуги по транспортировке грузов, в том числе: круглосуточное диспетчерское наблюдение, экспедирование и контроль грузов в железнодорожном и мультимодальном сообщениях, тарифообразование, маркетинговое и юридическое сопровождение проектов.
В настоящее время в собственности ОАО «ПГК» — свыше 200 000 единиц подвижного состава разного типа. Доля компании в структуре вагонного парка РФ составляет 22%. Выручка компании в 2009 году составила 71,5 млрд руб, чистая прибыль — 2,1 млрд руб, EBIDTA — 17,7 млрд руб.
Руководитель отдела маркетинга и аналитических исследований компании Brunswick Rail Дмитрий Бовыкин полагает, что цель правительства РФ — как можно скорее продать контрольный пакет в ПГК. «Возможно, именно с этим связаны непрозрачность процесса продажи и противоречивость сообщений о параметрах предстоящей сделки», — отмечает эксперт. Глава ПГК Салман Бабаев ранее оценивал стоимость всей компании в $5 млрд.
С оценкой г-на Бабаева согласен и аналитик УК «Иногосстрах Инвестиции» Евгений Шаго. Однако эксперт подчеркивает, что в России очень мало компаний, имеющих свободные средства на покупку «дочки» РЖД.