Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
41
1 263
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Железнодорожный оператор АтлантТранслес
638

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 588,56  (-49,81%)
1 004,38  (-16,55%)
6 552,51  (-182,60%)
110 718,37  (+304,79%)
3 750,03  (+51,64%)
62,73  (-2,49%)
Источник Investfunds
  • Главная
  • Новости
  • Правительство РФ планирует скорее продать контрольный пакет…

Правительство РФ планирует скорее продать контрольный пакет ПГК

20.10.2010, РБК daily

По данным газеты «РБК daliy», «Российские железные дороги» рассчитывают до 2012 года заработать на продаже имущества и акций своих «дочек» 150 млрд руб., причем 38 млрд руб. монополия намерена выручить уже в этом году.

Компании есть что предложить инвесторам, в частности 75% минус одна акция «Первой грузовой компании» (ПГК). Среди возможных покупателей 75% акций ПГК называются подконтрольный Геннадию Тимченко нефтетрейдер Gunvor и «Независимая транспортная компания» (НТК), входящая в НЛМК Владимира Лисина. Также «стратегов» может быть несколько и они могут создать консорциум.

Контроль в ПГК будет продан до окончательного формирования «Второй грузовой компании» (ВГК), то есть до конца третьего квартала 2011 года. РЖД при этом сохранят «золотую акцию» в грузовой компании.

Продажа 75% ПГК поможет РЖД увеличить инвестпрограмму. В 2010 году на ее финансирование монополия направит 315 млрд руб. (вместо заявленных ранее 270,5 млрд руб.), увеличилась и инвестпрограмма на 2011 год — с 315 до 349 млрд руб. Ранее монополия рассчитывала выручить от продажи «дочек» в 2010—2012 годах 90—112 млрд руб.

Концепцию продажи акций дочерних компаний совет директоров РЖД одобрил в конце 2009 года. Помимо контрольного пакета в ПГК в частных руках окажется 35% акций «Трансконтейнер» (IPO компании состоится в ближайшее время), 50% минус две акции «РЖДстрой» и «Желдорреммаш». Покупателей для 100% «Транскредитбанк» (ТКБ) и 50% минус две акции «Элтеза» в РЖД уже нашли. Покупателем для первого стал ВТБ, для второй — канадская Bombardier.

ОАО «Первая грузовая компания» (ОАО «ПГК») — крупнейший оператор грузовых железнодорожных перевозок в России. ОАО «ПГК» основано в 2007 году в результате реформирования ОАО «Российские железные дороги». Поскольку ОАО «РЖД« является естественной монополией с регулируемыми тарифами, оно не могло конкурировать на равных с другими собственникам подвижного состава.

ПГК было создано с целью обеспечить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность грузовых перевозок, и как следствие — получить дополнительные средства на обновление российского парка подвижного состава и финансирование инфраструктуры. Создание ОАО «РЖД» столь мощной организации, получившей от своего учредителя 200 000 вагонов, вызвало критику в создании монополиста со стороны частных операторов, самый крупный из которых на тот момент владел парком не более 30 000 вагонов.

Основным учредителем и владельцем обыкновенных акций ОАО «ПГК» является ОАО «Российские железные дороги». ОАО «Баминвест» в качестве соучредителя принадлежит одна обыкновенная акция компании. ПГК предоставляет услуги по транспортировке грузов, в том числе: круглосуточное диспетчерское наблюдение, экспедирование и контроль грузов в железнодорожном и мультимодальном сообщениях, тарифообразование, маркетинговое и юридическое сопровождение проектов.

В настоящее время в собственности ОАО «ПГК» — свыше 200 000 единиц подвижного состава разного типа. Доля компании в структуре вагонного парка РФ составляет 22%. Выручка компании в 2009 году составила 71,5 млрд руб, чистая прибыль — 2,1 млрд руб, EBIDTA — 17,7 млрд руб.

Комментарий

Руководитель отдела маркетинга и аналитических исследований компании Brunswick Rail Дмитрий Бовыкин полагает, что цель правительства РФ — как можно скорее продать контрольный пакет в ПГК. «Возможно, именно с этим связаны непрозрачность процесса продажи и противоречивость сообщений о параметрах предстоящей сделки», — отмечает эксперт. Глава ПГК Салман Бабаев ранее оценивал стоимость всей компании в $5 млрд.

С оценкой г-на Бабаева согласен и аналитик УК «Иногосстрах Инвестиции» Евгений Шаго. Однако эксперт подчеркивает, что в России очень мало компаний, имеющих свободные средства на покупку «дочки» РЖД.