По данным газеты «Коммерсантъ», 20 октября 2010 года премьер Владимир Путин на совещании в Белом доме лично определился с программой приватизации госимущества на 2011-2013 годы и приватизационными планами до 2015 года. Как сообщил по итогам совещания первый вице-премьер Игорь Шувалов, до 2015 года правительство рассчитывает получить от продажи госактивов до 1,8 трлн руб., такой же по объему план Белый дом потребует подготовить от регионов до начала декабря. Официально правительство утвердит программу приватизации на следующей неделе – в конце октября текущего года.
Программа приватизации — один из элементов доходной части бюджета на ближайшую трехлетку, принятого 20 октября Госдумой в первом чтении. Детализация планов приватизации вызвала в правительстве острую дискуссию. Минфин в конце июля предложил правительству для покрытия дополнительных расходов и дефицита бюджета в 2011-2013 годах план приватизации на 900 млрд руб., в сентябре увеличив его до 1,5 трлн руб. При этом Минфин настаивал на более реалистичной оценке результатов продажи госактивов, нежели это делали представители предложенных к приватизации компаний и Минэкономики.
Так, в результате проведения публичного размещения блокирующего пакета акций ОАО РЖД (ориентировочные срок 2013-2014 годы) компания могла бы привлечь до 1 трлн руб. — то есть продажи только 25% акций ОАО РЖД хватило бы на выполнение практически всех приватизационных планов правительства. Тем не менее Минфин настаивал на уточнении прогноза по доходам и расширении списка приватизируемых объектов.
Еще 19 октября на форуме в Петербурге Алексей Кудрин говорил о необходимости включить в программу «Аэрофлот», «Транснефть» и «Связьинвест». Алексей Кудрин страхуется не только от рисков неисполнения по доходам жесткого бюджета на ближайшую трехлетку, но также и от пока еще неизвестных, но неизбежных в период выборов в Госдуму и президента допрасходов.
В ходе совещания правительство определило две волны приватизации: собственно программу приватизации до 2013 года и план до 2015 года. Для финансирования уже определенных расходов и дефицита бюджета до 2013 года прежде всего будут проданы госпакеты банка ВТБ и «Сбербанк». Отметим, что дефицит бюджета 2011 года, как ожидается, составит как раз 1,8 трлн руб.
В случае с банками для правительства не последним был аргумент быстрее вернуть средства, потраченные на помощь этим банкам в кризис. Игорь Шувалов уточнил, что в «Сбербанке» принято решение снизить госпакет до контрольного, а в ВТБ — ниже контрольного. Также не позднее 2013 года решено продать 50% акций «Совкомфлота», 4,11% Федеральной сетевой компании, 7,9% ОАО «РусГидро». Еще одно решение — до 2013 года будет продано 100% «Объединенной зерновой компании» (ОЗК).
Среди предприятий второй волны приватизации, не ограниченной 2013 годом, Игорем Шуваловым были названы ОАО «Роснефть», ОАО РЖД, «Аэрофлот», Шереметьево, «Росагролизинг» и «Россельхозбанк». В случае с «Роснефтью» правительство намерено снизить свою долю до контрольной до 2015 года. За границей 2015 года участие РФ в капитале «Роснефти» может быть еще снижено, и правительство готово отказаться от контроля.
По «Аэрофлоту» в Белом доме «готовы работать на рынке с потенциальными инвесторами, которые готовы участвовать в капитале» — этот процесс должен поднять операционную открытость «Аэрофлота». Говоря о возможной приватизации московского аэропорта Шереметьево, господин Шувалов отметил, что «судьба пакета должна быть решена в общей логике решений по московскому авиаузлу». Основной причиной отмены планов по приватизации «Аэрофлота» стало то, что его слияние с шестью авиакомпаниями, принадлежащими сейчас «Ростехнологиям», снизит капитализацию объединенной компании. Поэтому и было решено отложить приватизацию до появления долгосрочного инвестора.
Ранее вопрос приватизации аэропорта Шереметьево не планировался к обсуждению до определения управляющей компании для аэропорта Шереметьево, который должен прийти туда после объединения ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» и ОАО «Терминал» (управляет терминалом D в аэропорту).
В отношении предлагавшихся ранее Минфином к продаже госпакетов акций «Транснефть», «Зарубежнефть», «Связьинвест» и АИЖК 20.10. также было принято решение «не продавать». Так, продажа «Зарубежнефти», по мнению вице-премьера, потребует дополнительно юридической проработки, и это произойдет уже за границами 2015 года. В случае «Связьинвест» правительство пришло к мнению, что вопрос о приватизации целесообразно поднимать только после реорганизации компании.
«Аэрофлот» является бесспорным лидером гражданской авиации России, фактическим национальным перевозчиком. «Аэрофлот» основан решением правительства 09 февраля 1923 года, является одной из старейших авиакомпаний мира и одним из наиболее узнаваемых российских брендов. Базируется в аэропорту «Шереметьево». Осуществляет собственные рейсы в 97 пунктов 46 стран (в России - 28 пунктов). В России авиакомпания имеет 6 филиалов: в Санкт-Петербурге, Сочи, Магадане и Красноярске, Калининграде и Владивостоке.
Являясь крупнейшей авиакомпанией России, «Аэрофлот» контролирует более 42% российского рынка регулярных международных перевозок и около 13,7% рынка на внутренних направлениях (с учётом дочерних авиакомпаний - примерно 20%). За одиннадцать месяцев 2009 года компания перевезла 8,015 млн. пассажиров, выполнено 23 млрд.762 млн. пкм. Флот компании насчитывает 118 авиалайнеров, большую часть из которых составляют самолеты семейства А320, А330 и B767.