По данным газеты «Коммерсантъ», 8 июля 2010 года правительство Киргизии должно было обсудить проект декрета о национализации ряда предприятий. В их числе производитель торпед ОАО «Дастан», 48% которого Бишкек еще в прошлом году обязался передать России в обмен на списание части госдолга. Теперь Москва, до сих пор не получившая ни одной акции завода и потому пока не списавшая долг, надеется получить контрольный пакет предприятия. Расплатиться РФ намерена не деньгами, а списанием все того же долга.
Временное правительство Киргизии намерено в ближайшее время национализировать несколько крупных промышленных объектов. Национализируемые предприятия принадлежали родственникам и окружению экс-президента Курманбека Бакиева. Сейчас на них проводятся следственные мероприятия, и если будет доказано, что они были приватизированы незаконно, все эти активы будут переданы в собственность государства. С апреля, когда к власти пришло временное правительство во главе с Розой Отунбаевой, подобная судьба постигла около 30 объектов. Особняком среди всех национализируемых предприятий стоит ОАО «Дастан».
В прошлом году судьба этого актива стала причиной серьезного конфликта между Москвой и Бишкеком. В феврале 2009 года президент Киргизии Курманбек Бакиев посетил Москву и договорился со своим российским коллегой о списании долга Бишкека перед Москвой, который составлял $180 млн. В обмен на это Киргизия обязалась передать 48% акций этого предприятия с тем, чтобы РФ стала контролирующим акционером. Москву сделка устроила, ведь «Дастан» единственное, но крайне важное предприятие ВПК на территории Киргизии.
Однако, проблемы возникли почти сразу после того, как сделку одобрили президенты. Выяснилось, что Киргизии в «Дастане» принадлежит не 48%, а всего 37,665%. Остальные акции были распределены среди частных акционеров. По оценке госкомимущества Киргизии, в 2004 году примерно 35,4% акций принадлежали трудовому коллективу завода, 6,9% были переданы населению на купонных аукционах и 20% принадлежали менеджменту.
Но вскоре после того, как интерес к активу начала проявлять Россия, акции завода начали скупать структуры Максима Бакиева — сына президента Киргизии. Максим поставил на «Дастан» своего гендиректора и быстро собрал контрольный пакет. А потом Москве, уже объявившей о списании долга, предложили 37% акций забрать просто так, а все оставшееся выкупить по рыночной цене. Другим вариантом была продажа завода Китаю.
Такое вероломство Бишкека вызвало возмущение в Москве. Тем более что сорваны были и другие договоренности президентов Медведева и Бакиева. Помимо списания долга Москва выдала Киргизии грант в размере $150 млн и льготный кредит в $300 млн. А президент Бакиев в тот же день публично пообещал закрыть американскую авиабазу «Манас». Но база в Киргизии осталась, лишь сменив вывеску.
В результате, Госдума РФ не ратифицировала сделку о списании части киргизского долга в обмен на акции «Дастана» до сих пор. Впрочем, для Курманбека Бакиева эта история имела куда более серьезные последствия. Когда в Киргизии произошла революция, Россия не только не поддержала свергнутого президента, но и оказалась первой державой, оказавшей помощь временному правительству.
Грядущая национализация «Дастана», уверены в Москве, открывает возможности для урегулирования спорного вопроса. Этот актив по-прежнему интересен России, а потому она готова вернуться к переговорам. И новые власти Киргизии готовы отдать России контрольный пакет в «Дастане».
ОАО «Транснациональная корпорация «Дастан» образовано в 1993 году на базе бишкекского «Приборостроительного завода имени 50-летия Киргизской ССР», основанного в 1956 году. Производит скоростные подводные торпеды ВА-111 «Шквал», различные компоненты торпедного оружия, которые закупают Россия, Украина и Индия, а также продукцию невоенного назначения: медицинские центрифуги, соковарки и казаны. Имеет испытательный полигон на озере Иссык-Куль. На предприятии работает более 1 тыс. человек. В 2007 году выручка составила $11,7 млн, чистая прибыль $3,2 млн.