Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
40
3 988
I кв.'25
70
1 443
IV кв.'24
181
7 958

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 784,63  (+23,15%)
1 120,15  (+7,51%)
6 296,79  (-0,57%)
117 867,79  (-210,81%)
3 580,24  (-2,61%)
69,21  (-0,31%)
Источник Investfunds
  • Главная
  • Новости
  • Правительство одобрило новые правила обратного выкупа иностранцами…

Правительство одобрило новые правила обратного выкупа иностранцами российских компаний

16.07.2025, Mergers.ru

Правкомиссия по законопроектной деятельности поддержала поправки ко второму чтению в законопроект об отказе от обратных опционов для бывших иностранных собственников, сообщил «Ведомостям» источник, знакомый с обсуждением. Информацию подтвердил близкий к правительству собеседник. Новое регулирование преимущественно будет распространяться на компании потребительского сектора – общепит, производителей продуктов питания и торговые сети, в остальных случаях подход будет индивидуальным – т. е. условия будут устанавливаться отдельным указом президента, следует из проекта поправок (есть у «Ведомостей»). У бизнеса к законопроекту остаются системные замечания.

Законопроект должен был рассматриваться во втором и третьем чтении на пленарном заседании Госдумы 28 мая, но его перенесли на более поздний срок из-за необходимости его системно доработать. К документу были замечания со стороны Банка России, так как регулятор был против широких возможностей отказа в исполнении опциона на обратный выкуп, говорили источники «Ведомостей». Согласно майской версии, российский бизнес, который приобрел акции уходящих иностранных компаний, сможет отказаться от исполнения опциона на обратный выкуп в одностороннем порядке при одновременном соблюдении пяти условий.

Проект поправок закрепляет в Законе об иностранных инвестициях новую статью 20.1, устанавливающую порядок отказа от исполнения условий обратного выкупа акций или долей в случае их отчуждения в пользу российских лиц в 2022 г., отметил председатель комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов. В законопроект добавлен широкий перечень причин, по которым российский покупатель вправе через суд лишить продавца опциона, добавил он. «Их стало восемь, и все должны проявиться одновременно», – подчеркнул депутат. Рассмотрение поправок в Госдуме назначено на 22 июля.

Что изменилось

Одной из ключевых новелл утвержденной версии законопроекта стала необходимость приобретателя акций обращаться в суд для прекращения права иностранца на обратный выкуп. Требования о прекращении права на обратный выкуп будут рассматриваться Арбитражным судом Московской области – даже в случаях, когда рассмотрение споров отнесено к компетенции иностранного суда и международного коммерческого арбитража. Кроме того, появился пункт, который позволяет указом президента установить дополнительные условия для прекращения права на обратный выкуп, заявленного приобретателем в судебном порядке.

На введении судебного порядка настаивали Банк России, Минфин и государственно-правовое управление президента, сообщили «Ведомостям» федеральный чиновник и источник, знакомый с обсуждением. Во-первых, было опасение о претензиях к Российской Федерации в международном арбитраже, говорят собеседники. В случае нарушения законов о защите иностранных инвестиций в международном праве все риски могли бы лечь на плечи государства, добавляет источник, знакомый с обсуждением. Во-вторых, авторы поправок стремились избежать передачи принятия решений на уровень чиновников.

Дополнительно к пяти условиям, которые сохранились в законопроекте, появились три новых – они должны соблюдаться одновременно, чтобы у приобретателя было право отказаться от опциона на обратный выкуп.

Во-первых, такая возможность будет у компаний, деятельность которых является объектом федерального санитарно-эпидемиологического надзора «и при осуществлении которой контролируемое лицо не уведомляется о проведении внеплановых выездных проверок». Согласно пункту 4 статьи 44 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», речь может идти о компаниях, деятельность которых связана с обращением пищевых продуктов, материалов и изделий или оказанием услуг общественного питания. Во-вторых, для совершения сделки по выходу не должно было требоваться разрешение правкомиссии по иностранным инвестициям. В-третьих, иностранный собственник должен был до отчуждения акций в пользу приобретателя публично заявить о прекращении своей деятельности на территории России по политическим мотивам.

Законопроектом вводится еще несколько системных изменений в пяти «старых» условиях, при которых возможен отказ от исполнения опциона на обратный выкуп. Предлагается сузить временные рамки, в течение которых иностранный инвестор мог осуществить отчуждение акций. В новой версии предлагается период с 22 февраля до 31 декабря 2022 г., в то время как в прежней были более длинные сроки – с 24 февраля 2022 г. до 1 марта 2025 г.

Кроме того, в новой редакции договор об отчуждении акций и предоставлении права на их обратный выкуп должен действовать 10 лет и более. В прежней версии предполагалось, что это коснется опционов, заключенных на три года и более. Также со дня отчуждения акций должно было пройти более трех лет (в прежней версии предлагалось два и более года).

Отдельно отмечается, что требование о прекращении права на обратный выкуп может быть заявлено в судебном порядке профильным федеральным органом исполнительной власти. Это будет возможно независимо от того, заявлено ли требование о прекращении права на обратный выкуп приобретателем, если деятельность компании оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие или в иных случаях.

Сохраняются условия, которые были предложены в прошлой версии законопроекта. В частности, возможность отказать в обратном выкупе будет, если иностранный инвестор связан с недружественным государством (имеет гражданство, место регистрации, преимущественно ведет там хозяйственную деятельность или получает прибыль). Еще одно условие – если договор о продаже доли в бизнесе или другое соглашение (например, опцион, даже если к нему применяются нормы иностранного права) предусматривал цену «существенно ниже рыночной стоимости». Также российское общество (приобретатель) должно соблюдать свои обязательства перед работниками, в том числе бывшими, и кредиторами.

Какие замечания есть у бизнеса

У бизнеса по-прежнему остаются замечания к законопроекту, сообщил «Ведомостям» вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Варварин. Возможность прекратить в судебном порядке право на обратный выкуп распространяется только на акции, но процесс передачи затрагивал и другие активы, которые передавались как самостоятельные объекты, а не в составе имущества юрлица. В частности, речь идет об имущественных комплексах, зданиях, сооружениях, интеллектуальной собственности (например, ноу-хау). В связи с этим РСПП предлагает распространить проектируемые новеллы также на любое имущество, выступающее в качестве объекта иностранных инвестиций, отмечает Варварин.

Кроме того, требование о прекращении права на обратный выкуп может быть заявлено в судебном порядке ФОИВом, курирующим соответствующую отрасль экономики. В таком случае у российской компании возникает обязанность выплатить иностранному инвестору компенсацию даже при отсутствии желания последнего реализовать право обратного выкупа, добавляют в РСПП. В то же время у обязанного лица могут отсутствовать собственные денежные средства на выплату возмещения, тогда как при текущей денежно-кредитной политике получение стороннего финансирования является весьма проблематичным, отмечает Варварин. Бизнес предлагает дать отраслевому ФОИВу возможность подавать такой иск в суд только на основании решения подкомиссии по иностранным инвестициям, а также закрепить привлечение к участию в заседаниях подкомиссии представителей российской компании.

Наконец, проектируемым регулированием будут охвачены лишь компании из потребительского сектора экономики, с учетом условия о санэпиднадзоре. При этом не ясно, почему делается исключение, к примеру, для хозяйственных обществ из таких отраслей, как ТЭК, строительство, автомобилестроение, логистика, отмечает вице-президент РСПП. В связи с этим бизнес предлагает исключить рассматриваемое условие.

Правовая определенность

В законопроекте особое внимание уделено урегулированию правовых последствий сделок, заключенных в период массового ухода иностранных инвесторов с российского рынка в 2022 г., отмечает Гаврилов. В ряде таких случаев активы формально переходили в собственность российских структур, но в условиях сделки предусматривалось право обратного выкупа, напоминает он. Такие конструкции фактически позволяли прежнему владельцу сохранить рычаги контроля и возможность возврата. В законопроекте устраняется неопределенность правового статуса активов, перешедших в российскую собственность с отложенными обязательствами по их возврату, и закрепляется приоритет внутренней юрисдикции в регулировании таких отношений, говорит Гаврилов.

Законопроект вносит элемент большей определенности для ушедших иностранных инвесторов, поскольку необходимость обращения в суд может свидетельствовать о проверке оснований для отказа в исполнении опциона третьей независимой стороной – судом, считает директор департамента налогов и права компании ДРТ Анастасия Матвеева. Иначе говоря, исключается элемент произвольного толкования норм закона новыми инвесторами, добавляет эксперт.

Судебный фильтр при отказе от опциона в какой-то степени добавляет правовую определенность отношениям сторон и может рассматриваться как шаг навстречу иностранным инвесторам, которые намерены побороться за сохранение опциона, отмечает партнер юридической практики Kept Андрей Ширяев. Будут ли иностранные инвесторы заинтересованы в участии в таком судебном процессе, пока не очевидно, добавляет он.

Нельзя однозначно сказать, что законопроект в редакции Минэка стал более либеральным, говорит юрист Forward Legal Максим Игнатов. Это связано с тем, что появилась «резиновая» оговорка, что дополнительные условия могут быть предусмотрены указами президента, это дает больше гибкости и пространства для отказа в приведении опциона в исполнение в конкретном случае, добавил он. По сути, это означает наделение российского суда исключительной юрисдикцией по рассмотрению данной группы споров и дополнительным элементом контроля. Ранее иностранный инвестор мог обратиться для разрешения спора в иностранный суд, поскольку многие опционные соглашения заключались по международному праву и содержали арбитражную оговорку о подведомственности споров из них иностранному суду, отмечает Игнатов.

Необходимость обращения в суд не означает либеральность закона, считает партнер Orchards Азат Ахметов. В этих отношениях функция суда сводится к простой проверке условий, при которых опцион считается аннулированным, добавляет он. «С таким справился бы любой другой орган государственной власти, например также правительственная комиссия, решения которой можно было бы оспаривать в суде. На суд возложена нетипичная для него функция, поскольку в этих отношениях им не рассматривается никакой спор», – считает Ахметов.

На кого распространяется

Новая редакция законопроекта фокусируется на периоде 2022 г., потому что в этот период опционы заключались наиболее активно, добавляет Ширяев. Процедура согласования сделок с правкомиссией еще только складывалась и не были выработаны подходы, которые впоследствии свели количество сделок с условиями об обратном выкупе к минимуму, добавляет он. Требования об обязательном получении разрешения правкомиссии действовали не для всех сделок в течение 2022 г., напоминает Матвеева. Например, в отношении сделок с долями в уставных капиталах ООО такое согласие стало обязательным только осенью – с принятием указа президента № 618 от 8 сентября 2022 г.

Действие законопроекта может распространяться как на общепит, так и на компании, осуществлявшие оптовую или розничную торговлю продуктами питания или их производство, полагает Ширяев. Речь также может идти о компаниях – импортерах продуктов питания, добавляет Матвеева. Введение в качестве одного из обязательных условий прекращения опциона санитарно-эпидемиологического контроля может быть связано со сделками в отношении крупных игроков сектора HoReCa: «Макдональдса», «Старбакса», которые составляли существенную долю «сделок по выходу», полагает Игнатов.

В то же время законопроект дает возможность на уровне указов президента установить дополнительные условия для отказа в реализации опциона и иных подобных соглашений, напоминает Матвеева. При этом из текста не ясно, должны ли это быть дополнительные условия, которые в совокупности с уже установленными должны приниматься во внимание, или абсолютно новые, подчеркивает эксперт.

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст