Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 885,87  (-1,37%)
1 128,95  (+1,66%)
6 439,32  (-27,59%)
111 566,97  (+371,46%)
4 602,26  (+20,20%)
68,80  (+1,07%)
Источник Investfunds

Продав долю в Ticketland, Сергей Солонин купил TimePad

16.02.2018, Mergers.ru
По данным газет «Ведомости» и «Коммерсант», сооснователь Qiwi Сергей Солонин приобрел 100% сервиса TimePad у его основателей и венчурного фонда Target Global.

Об этом сообщили представители Солонина и Target Global, сооснователь проекта Людмила Павлова подтвердила сделку. За 100% Timepad Солонин заплатил около $10 млн., подтверждают участники сделки.

Чуть более половины суммы получил фонд, а основатели – в соответствии с их долями в проекте на момент сделки. Покупателем выступил лично Солонин и компания не будет аффилирована с другими структурами его бизнеса, уточняет представитель Солонина.

TimePad основан Артемом Киселевым, Людмилой Павловой и Дарьей Устюжаниной в 2008 году. Компания занимается организацией и продвижением мероприятий, которые, по собственным данным сервиса, посетило уже более 15,4 млн. человек, специализируется на продаже билетов и помогает организаторам управлять событиями, взяв на себя «технические и бухгалтерские задачи».

С начала работы проекта с его помощью проведено более 500 тыс. мероприятий. Ежегодный объем продаж билетов превышает 1 млрд. руб., доля доходов от них достигает 70–80% оборота, уточняют в TimePad.

Сервис также зарабатывает на продвижении событий через собственные рекламные каналы. Timepad зарабатывает на комиссиях от продажи билетов на мероприятия, а также на их рекламе через собственные рекламные каналы.

Среди клиентов — Visa, Forbes, институт «Стрелка», «СКБ Контур», парк Горького, Высшая школа экономики, Oracle, институт «Стрелка», Центр фотографии им. братьев Люмьер.

Сервис появился в 2008 г., три основателя совместно вложили в него несколько десятков тысяч долларов, рассказывает Павлова. В 2016 г. Timepad продал билетов на 1 млрд. руб., выручка от комиссии и рекламы составила 122,4 млн. руб., отмечает Павлова.

Международный венчурный фонд Target Global вложил в TimePad $1 млн. в 2014 году и вышел с пятикратным возвратом инвестиций в денежном эквиваленте, говорит представитель фонда. При этом ниша, в которой работает сервис, по-прежнему «достаточно свободна», считает партнер Target Global Александр Фролов.

Сергей Солонин также полагает, что у рынка организации событий есть «большой потенциал роста как в корпоративном секторе, так и в общественно-социальном».

Это не первый опыт взаимодействия Target Global и Солонина. В августе 2017 г. они создали венчурный фонд в области финансовых технологий Target Global Fintech Opportunities Fund. На старте партнеры привлекли в фонд $10 млн. от инвесторов и планировали дополнительно собрать еще $90 млн.

После покупки Timepad нынешняя команда и основатели продолжат управлять сервисом, а Солонин будет участвовать в принятии стратегических решений, рассказывают Павлова и представитель Солонина.

Пока что стратегия проекта останется прежней, но в будущем возможна интеграция с разными бизнесами Солонина, утверждают Павлова и представитель бизнесмена.

Данная сделка – уже вторая сделка с билетными сервисами, состоявшаяся в середине февраля 2018 года, и в предыдущей также участвовал Сергей Солонин.

12 февраля стало известно, что консорциум инвесторов, в который входит господин Солонин, продал 100% ООО МДТЗК (работает под брендом Ticketland) оператору связи МТС за 3,25 млрд. руб. Одновременно МТС приобрела 78,2% долей в сервисе Ponominalu.ru, исходя из оценки бизнеса в 495 млн. руб.

Объем рынка продажи билетов в театры и на концерты превышает 24 млрд. руб. в год, оценивают в МТС, более 60% оборота приходится на Москву и Санкт-Петербург. Средняя цена билета растет, а трафик постепенно перетекает из офлайна в онлайн, добавляет представитель оператора.

По данным МТС, на электронные билеты на события приходится около 43% оборота всего билетного рынка России, а в крупнейших городах они уже обогнали по продажам бумажные с долей более 60%.

 

Комментарий

Timepad до сделки был самодостаточным бизнесом и лидировал на развивающемся рынке организации мероприятий, считает партнер фонда iTech Capital Алексей Соловьев. Новый владелец наверняка рассчитывает усилить сервис другими активами, рассуждает он.

В Timepad много микроплатежей и его можно встроить в платежную систему Qiwi, соглашается управляющий партнер InVenture Partners Антон Иншутин. Через эту интеграцию удобно распространять билеты на образовательные мероприятия, а они традиционно приносят высокий доход, продолжает Иншутин.

Timepad и прежде активно организовывал мероприятия в образовательной среде, поэтому логично и будущее взаимодействие проекта с образовательными активами Солонина, подчеркивает сооснователь проекта Людмила Павлова.

В частности, в ноябре 2017 г. Солонин примерно за 20 млн. руб. приобрел 35% образовательного интернет-проекта «Теории и практики». В итоге все активы одного владельца вполне могут повышать прибыльность друг друга и тогда покупку Timepad можно будет считать успешной сделкой, резюмирует Иншутин.

Timepad — небольшой игрок на рынке онлайн-продажи билетов, который фокусируется на образовательных и бизнес-мероприятиях, отмечает инвестиционный директор Mail.Ru Group Алексей Милевский.

«Этот сегмент растет быстрее, чем развлекательный рынок, и стремительно переходит в онлайн за счет того, что небольшие организаторы не могут самостоятельно провести эффективную дистрибьюцию билетов. Это и могло заинтересовать покупателя»,— рассуждает эксперт.

Но объем этого сегмента меньше, чем у рынка развлекательных билетов. Так, оценка аналога TimePad американского сервиса Eventbrite составляет около $1 млрд., в то время как работающие на развлекательном рынке Live Nation и Eventim оцениваются приблизительно в $9 млрд и $4 млрд соответственно, указывает господин Милевский.

«У TimePad есть потенциал повышения монетизации за счет создания пользовательского продукта, что позволит получить дополнительную выручку от привлечения посетителей на мероприятия»,— заключает он.