По данным газеты «РБК daily», согласование деталей сделки по покупке канадской Bombardier 50% минус две акции «дочки» РЖД — компании «Объединенные электротехнические заводы» («Элтеза») затягивается. Камнем преткновения для завершения сделки на 2 млрд руб. стал спор о 1,5 млн руб., которые собственник должен платить за право использования лицензий «Элтеза».
Bombardier и РЖД спорят о том, кто из собственников «Элтеза» начиная с 2014 года будет выплачивать предприятию лицензионные платежи в размере 1,5 млн руб. в год (до 2014 года это должны делать РЖД). Впрочем, и покупатель, и продавец обещают, что это не станет препятствием для сделки, которую обещают завершить до конца года.
Процесс переговоров может осложнять то, что российское корпоративное законодательство не регламентирует то, как собственники должны осуществлять лицензионные выплаты. Таким образом, ни у одного из собственников нет законодательного козыря, ни один из владельцев не может заставить другого платить лицензионные платежи. За 50% минус две акции «Элтеза» РЖД выручат около 2 млрд руб., тогда как номинальная стоимость этого пакета — 1,2 млрд руб.
Напомним, что поиск стратегического инвестора для «Элтеза», занимающейся проектированием, разработкой и производством систем автоматики, телемеханики, связи для эксплуатационных потребностей железных дорог, РЖД начали в 2005 году. Тогда в планах монополии было продать от 10% до блокпакета акций предприятия. А в 2008 году совет директоров монополии предварительно одобрил продажу уже контрольного пакета акций «Элтеза», однако затем все же было решено отдать стратегу только 50% минус две акции.
Итоги конкурса по продаже этого актива были подведены в конце мая текущего года, победителем стала Bombardier. Помимо канадцев в конкурсе участвовали Alstom, Thales, Finmeccanica и Siemens. Однако Bombardier пообещала РЖД передать технологии по производству полной линейки микропроцессорных устройств, а также вывести продукцию предприятия на новые рынки сбыта.
Открытое акционерное общество «Объединенные электротехнические заводы» (ОАО «Элтеза») создано на базе электротехнических заводов, производящих технические средства автоматики и телемеханики для железнодорожного транспорта и является дочерним обществом открытого акционерного общества «Российские железные дороги». В состав общества входят «Армавирский электромеханический завод», «Волгоградский литейно-механический завод», «Гатчинский электротехнический завод», «Елецкий электромеханический завод», «Камышловский электротехнический завод», «Лосиноостровский электротехнический завод», «Санкт-Петербургский электротехнический завод», «Санкт-Петербургский завод электротехнического оборудования».
«Нынешние разногласия не могут стать серьезным препятствием для сделки по покупке «Элтеза», — отмечает источник в Bombardier.
В РЖД сообщили, что после согласования всех деталей сделка еще должна быть одобрена советом директоров монополии и правительством РФ.