По данным газеты «Коммерсантъ», следующей областью интеграции экономик России и Украины вслед за планами по слияниям в газовой, атомной и авиастроительной отраслях может стать судостроение. Государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) интересуется двумя заводами на Украине: «Зоря-Машпроект» (Николаев) и ФСК «Море» (Феодосия). Пока оба принадлежат государству и не могут войти в ОСК до акционирования. Но идею главы ОСК Романа Троценко уже поддержал премьер Владимир Путин.
Первый указанный завод является крупнейшим в мире производителем газотурбинных двигателей для судостроения, а второй строит легкие, на алюминиевой основе, военные и гражданские суда. Роман Троценко отметил, что заводы испытывают недостаток в заказах, но после их вхождения в ОСК «можно было бы решить вопрос».
Проект ОСК продолжает ряд громких заявлений о будущей тесной кооперации между Россией и Украиной. После того как в феврале президентом Украины стал Виктор Янукович, на фоне переговоров о цене российского газа (достигнуто соглашение о скидке в размере 30%) активизировались давние переговоры о включении концерна «Антонов» в российскую «Объединенную авиастроительную корпорацию».
Владимир Путин на прошлой неделе анонсировал проект объединения атомной энергетики и машиностроения, а 30 апреля — слияние газовых монополий двух стран, «Газпрома» и НАК «Нафтогаз Украины».
7 мая 2009 года исполнилось 55 лет с момента выхода Постановления Совета Министров СССР о создании «Южного турбинного завода». Завод специализировали «на производство опытных и серийных газотурбинных установок, в первую очередь для кораблей Военно-Морских Сил». Над созданием новой отрасли трудились лучшие инженерные умы советской науки.
За более чем полвека производственной деятельности комплекс изготовил и проверил успешной эксплуатацией более 30 типов главных и ускорительных корабельных и судовых газотурбинных энергетических установок. Ими оснащено более 29% газотурбинных кораблей мирового флота. Двигатели предприятия составляют 33% суммарной мощности двигателей морских транспортных средств.
Сегодня Государственное предприятие научно-производственный комплекс газотурбостроения (ГП НПКГ) «Зоря»-«Машпроект» - один из лидеров мирового газотурбостроения. Предприятие проектирует и изготавливаем газовые турбины для морских кораблей и судов, для электроэнергетики и газотранспортных магістралей.
Продукция «Зоря»-«Машпроект» поставляется в Россию, Белоруссию, Индию, Китай, Вьетнам, Сингапур, Южную Корею, Иран и др. страны. Перспективная цель организации - закрепление лидирующего положения среди производителей газовых турбин мощностью от 2,5 до 60 МВт для электростанций, газоперекачивающих агрегатов и силовых установок кораблей и судов.
Впрочем, план ОСК «пока нельзя назвать серьезным, и все это только разговоры». Конечно, ОСК потенциально интересны эти активы, признает один из топ-менеджеров корпорации, но как и когда может быть структурирована сделка и сколько ОСК придется заплатить за активы, непонятно.
Заместитель гендиректора центра АСТ Константин Макиенко сомневается, что «у того же «Зоря-Машпроекта» сейчас какие-то сложности» — это крупное предприятие, «у которого на постсоветском пространстве по большому счету нет конкурентов». То, что оно интересно ОСК, неудивительно: в России производства газотурбинных двигателей для судостроения «попросту нет». Но завод загружен заказами России, Китая и Индии, добавляет эксперт, так что выгода от его вхождения в ОСК для Украины «неочевидна». ФСК «Море» с «Зоря-Машпроектом» несопоставима, завод строит боевые катера на воздушной подушке и по большому счету реализует только один крупный контракт с Китаем. В данном случае непонятно, полагает эксперт, «чем столь скромное предприятие могло привлечь ОСК».
«Тема вхождения украинских заводов в ОСК возникла исключительно на фоне общих разговоров об интеграции российского и украинского бизнеса» - отмечают источники, знакомые с ходом переговоров.