По данным газеты «Коммерсант» и информационного портала Subscribe.ru, акционеры холдинга «Пронто Медиа» изучают варианты стратегического развития «Из рук в руки» (Irr.ru) и Job.ru, включая продажу этих онлайн-активов, рассказали четыре источника в интернет-отрасли, получившие тизер с предложением.
Консультации с возможными покупателями координирует Deloitte, в ходе обсуждений называлась предварительная стоимость «Из рук в руки» — $5 млн, говорит один из источников.
Irr.ru и Job.ru — наиболее посещаемые веб-ресурсы в портфеле Trader Media East, головной компании «Пронто Медиа», которую контролирует турецкая медиагруппа Dogan Yayin.
По данным отчета Trader Media East за 2016 год, ежемесячно Irr.ru посещали в среднем 6,36 млн уникальных пользователей, Job.ru — 2,24 млн. Последние два года Trader Media East проводила реструктуризацию бизнеса в РФ.
Она отказалась от выпуска газеты «Из рук в руки» в Москве и Петербурге, в ряде других регионов переведя ее на франшизу. Также она взяла в свои руки IT-разработку, объединила колл-центр в Тамбове, сократила часть персонала.
В 2016 году из-за неэффективности десять соглашений о франшизе были прекращены. В 2016 году общая выручка Trader Media East сократилась на 54,2%, до $9,8 млн. При этом почти на 36%, до $5,2 млн, снизился ее операционный убыток.
Консультации о продаже Irr.ru и Job.ru начались в начале июля 2017 года, это не первая попытка, говорит собеседник в одном из инвестфондов.
«Разговоры о продаже Irr.ru и “Пронто Медиа” целиком происходили на моей памяти с завидной периодичностью. Предложения о покупке поступали, но они не соответствовали ожиданиям акционеров»,— подтвердил экс-гендиректор «Пронто Медиа», директор направления «Маркетплейс» «Юлмарта» Николас Дадиани.
Текущие ожидания акционеров господину Дадиани неизвестны, но если информация об оценке в $5 млн. верна, то в прошлом, по его словам, цифры отличались на порядок.
Напомним, что 18 июля 2017 года Hearst Shkulev Media купил рекрутинговый сайт Rosrabota.ru.
Холдинг «Пронто Медиа» основан в 1992 году, входит в состав компании Trader Media East, зарегистрированной в Нидерландах. Принадлежит турецкой медиагруппе Dogan Yayin.
До 2015 года основными проектами холдинга были: газета «Из рук в руки», сайт «из рук в руки» и рекрутинговый сайт job.ru. По собственным данным, в 2014 году оборот по всем проектам составил 2,5 млрд рублей.
В 2015 году «Пронто Медиа» преобразовал структуру, став исключительно интернет-холдингом. Газета в столице была закрыта, региональные издания переданы на франшизу, (десять соглашений о франшизе были прекращены из-за неэффективности в 2016 году).
В 2016 году общая выручка Trader Media East сократилась на 54,2%, до $9,8 млн. Почти на 36% упал операционный убыток – до $5,2 млн.
Trader Media East - публичная компания, чьи депозитарные расписки торгуются на Лондонской фондовой бирже.
При этом с 2007 года основным владельцем голландской компании является Dogan Group, крупный турецкий холдинг с выручкой более $1,5 млрд в 2014 году (его подразделению, ранее существовавшему как самостоятельная компания Dogan Yayin Holding, принадлежит, в частности, одна из самых известных газет Турции Hurriyet).
У структур Dogan Group на 31 декабря 2014 года было почти 78,6% акций Trader Media East, остальные 21,4% — у держателей расписок.
«Из рук в руки» - российский сайт частных объявлений для любых категорий товаров и предложений. Предоставляет бесплатный просмотр более 6 млн. объявлений. В 2016 году ежемесячная аудитория Irr.ru в среднем составила 6,36 млн. человек.
Job.ru - российский сайт с банком вакансий, как для соискателей с большим опытом работы, так и для студентов. По данным Trader Media East, в 2016 году на сайт Job.ru заходило 2,24 млн. посетителей в месяц.
Рынок классифайдов в РФ инвесторы называют перспективным. Его объем в 2016 году составил 25 млрд руб., оценивала IAB Russia.
Лидер рынка Avito нарастила выручку в первом квартале на 46%, а в последней сделке компания была оценена более чем в 20 показателей годовой выручки, напоминает источник в инвестсообществе.
«Игроки второго и третьего эшелонов, как Irr.ru, могут претендовать на оценку в пять—десять показателей годовой выручки»,— полагает он.
Но найти покупателя будет «чрезвычайно сложно», считает топ-менеджер медиакомпании, знакомый с предложением о продаже Irr.ru и Job.ru.
«Может быть, и найдется смелый инвестор. Например, у “Из рук в руки” сильный бренд, еще популярный в регионах у старшего поколения. Но нужно будет делать большие инвестиции в развитие»,— рассуждает он.
Неспециализированный классифайд продать будет очень сложно; возможно, стоит изучить вопрос разделения актива на объявления о продаже автомобилей, недвижимости и др. с последующей распродажей по частям, отмечает другой собеседник в крупном медиахолдинге.
«Лет пять мы не слышали от наших клиентов слово Job.ru. Они свои позиции, к сожалению для них, давно растеряли, если берем рынок рекрутинга. Что касается остального “Пронто”, то они давно проиграли рынок Avito и остальным классифайдам»,— категоричен президент Superjob.ru Алексей Захаров.
По его мнению, «Из рук в руки» и Job.ru нужно оценивать максимум в две-три годовые выручки. Он, впрочем, отметил, что и сам готов изучить покупку домена Job.ru.
Проект также мог бы заинтересовать издательский дом Hearst Shkulev Media, а «Из рук в руки» могли бы приобрести Avito, чтобы «перенаправить трафик на свой сайт», рассуждает господин Захаров.
Job.ru теоретически может быть интересен профильным игрокам, но это вопрос цены, она должна быть очень привлекательной, согласен CEO Hearst Shkulev Digital Сергей Астапенко.