По данным газеты «Коммерсантъ», крупнейший чайный и кофейный производитель России компания «Орими Трэйд» (торговые марки Greenfield , «Принцесса Нури», «Принцесса Ява», «Принцесса Гита» и «Принцесса Канди», а также кофе «Жокей» и др.) приобрела (95% + 1 акцию) ОАО «Северо-Западный инвестиционный банк «Объединенный капитал». Сумма сделки составила 142,5 млн рублей.
Акции были выкуплены у физлиц: Игоря Осипова, Валерия Жарова, Михаила Загородникова и Дениса Минкина, каждому из которых принадлежало по 16,2% акций, а также у Игоря Минакова, который снизил свою долю в банке с 34,68 до 4,68% акций. Банк продан по заниженной цене. Мотивы его покупки владельцы «Орими Трэйда» не поясняют. Господин Минаков несколько лет назад был известен в Петербурге как владелец охранного концерна «Защита», фабрики «Нево-Табак» и т. п. Сегодня он больше известен своими проектами в области благотворительности.
Оставшиеся акции банка компания выкупит в ближайшее время. На вопрос о причинах покупки основной совладелец «Орими Трэйд» Александр Евневич (владеет 45,3% компании) ответил туманно: «Компания последние годы задумывалась о покупке банка, что и сделала».
Планов по смене руководства банка у нового владельца пока нет, а бизнес-стратегия кредитного учреждения будет выработана и утверждена вместе с балансом за 2011 год.
То, что сделка по продаже акций прошла по существенно более низкой цене, может быть обусловлено сложностями, которые небольшие банки в настоящий момент испытывают в связи с давлением со стороны крупных игроков, которые располагают более дешевыми и стабильными источниками фондирования. Также в условиях высокой конкуренции рентабельность бизнеса небольших банков крайне невысока и нередко является отрицательной, что заставляет их консолидироваться с другими участниками банковского рынка или вливаться в крупные холдинговые структуры.
Если говорить о целях покупки банка, то, вероятно, для «Орими Трэйд» в данном случае речь не идет о какой-либо очевидной мотивации и возможном синергетическом эффекте для операционного бизнеса.
Открытое акционерное общество «Северо-Западный инвестиционный банк «Объединенный капитал» на рынке банковских услуг России оказывает услуги с 1993 года согласно Генеральной Лицензии Центрального Банка № 2611, дающей право осуществлять банковские операции в рублях и иностранной валюте. ОАО Банк «Объединенный капитал» является участником системы обязательного страхования вкладов физических и юридических лиц под № 436, членом Ассоциации банков Северо-Запада.
До недавнего времени головными акционерами банка с долей в уставном капитале Банка свыше 1% были: Минаков И. А. – 35%, Жаров В. А. - 16,206 %, Загородников М. А. - 16,206 %, Осипов И. Н. - 16,206 %, Минкин Д. Ю. - 16,203 %. ОАО Банк «Объединенный капитал» частным и корпоративным клиентам предлагает широкий спектр банковских услуг в области расчетно-кассового обслуживания, оказания консультационных услуг, кредитования, разработки инвестиционных программ по развитию бизнес-процесса клиентов, операций с ценными бумагами.
На начало октября 2011 года размер активов банка был равен 882 млн рублей, чистая прибыль — 7,9 млн рублей. Объем кредитного портфеля на 1 октября составлял 543 млн рублей, вклады физлиц — 162 млн рублей. Собственный капитал и нераспределенная прибыль Северо-Западного ИБ «Объединенный капитал» в третьем квартале 2011 года составила 231,013 млн руб.
Компания «Орими Трэйд» была основана в 1994 году и быстро добилась успеха: создание собственных торговых марок, постоянное стремление к высшему качеству чая при сохранении демократичных цен, оправдали себя. В 2000 году в Ленинградской области была построена и введена в эксплуатацию чаеразвесочная фабрика «Невские пороги», оснащенная самым современным импортным оборудованием.
Наличие собственного производства позволяет «Орими Трэйд» обеспечивать постоянный контроль качества чайной продукции на всех этапах ее производства, и осуществлять стабильные поставки широкого ассортимента чайной и кофейной продукции во все уголки России и в страны ближнего зарубежья. На сегодняшний день «Орими Трэйд» уверенно лидирует на российском чайном рынке. География чайных поставок включает в себя Цейлон, Индию, Китай, Индонезию, Кению и Вьетнам.
По данным независимых исследований на торговые марки «Принцесса Нури», «Принцесса Ява» «Принцесса Гита» и «Принцесса Канди» приходится около 30% потребительского спроса. Это значит, что каждая третья чашка чая, которую выпивают в России, производится «Орими Трэйд».
Логичным развитием для «Орими Трэйд» стал выход на рынок второго по популярности горячего напитка - кофе. В 1999 году был выпущен натуральный кофе под маркой «Жокей». Позднее к «Жокею» присоединились другие торговые марки - «Регал», «Волшебная плантация» и «Монсеньор».