Частная компания United Oil основана в 1987 г., показатели и акционеров не раскрывает. Она фасует растительные масла (бренды Shand, Sindbad и др.) и выпускает жиры, владеет двумя терминалами для перевалки наливных грузов – на Красном и Средиземном морях. «Эфко» уже сотрудничает с ней – поставляет нерафинированное подсолнечное масло. United Oil рафинирует его, разливает и продает на Ближнем Востоке и в Африке.
«Эфко» – один из лидеров российского агропрома, выручка в 2018 г., по данным Forbes, составила 114 млрд. руб. Группа выпускает растительные масла, жиры и маргарины, майонез и молочную продукцию под брендом «Слобода» и др. Основные бенефициары, по данным компании, – Валерий Кустов с долей 28,4%, Евгений Ляшенко (14%), Владислав Романцев (10%).
В СП войдут имеющиеся у United Oil активы (производство жиров и розлив масла) и земельный участок на средиземноморском побережье, рассказывает Иванов. «Эфко» вложит $300 млн. в расширение мощностей United Oil (розлив вырастет вдвое и составит 40 000 т в месяц), строительство завода спецжиров мощностью 20 000 т в месяц и терминала на 2 млн. т насыпных грузов в год на Средиземном море.
United Oil начнет продавать масло под брендами «Эфко» (Altero, Violio) на рынках Северной и Восточной Африки и Ближнего Востока. «Эфко» ведет переговоры о финансировании с российским банком, каким именно – Иванов не сказал. «Эфко», по его словам, поделится технологиями, партнеры построят на заводе учебный центр и центр прикладных исследований.
Соглашение рамочное, обязывающие документы партнеры подпишут позже, проектирование начнется до конца 2019 г., обещает Иванов. Через пять лет партнеры ждут выручки СП более чем в $1 млрд.
Для «Эфко» это будет первое производство в дальнем зарубежье, сейчас есть только в России и Казахстане. Это исполнение новой стратегии развития на внешних рынках, объясняет Иванов, компания будет не только торговать, но и строить предприятия и продвигать свои бренды в регионах-потребителях. Это позволит позиционировать компанию как глобального игрока, считает он.
Потенциал российского рынка фактически исчерпан, около четверти выручки «Эфко» приносит экспорт, говорит Иванов. Российский рынок насыщен, половина растительных масел экспортируется, знает исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев.
Собственное производство позволит укрепиться на быстро растущих рынках с платежеспособным населением, считает Иванов. Египет и сам по себе большой и интересный рынок, идеально расположен для входа в Северную и Восточную Африку и на Ближний Восток, у него действует беспошлинный режим торговли с 40 странами, перечисляет Иванов.
Потребление масложировой продукции в Африке растет из-за роста численности населения и его благосостояния, говорит Мальцев, а значит – и потребление продуктов питания. Жиры будут востребованы местными кондитерами, рассчитывает Иванов. Производство рядом с потребителем позволит сократить издержки на логистику, получить более конкурентную цену, добавляет Мальцев.
Россия экспортирует около 3 млн. т растительных масел в год, основные покупатели – Турция и Египет, напоминает директор «Совэкона» Андрей Сизов. Египетский рынок активно растет, в 2018 г. завод переработки сои мощностью 2 млн т в год запустили ADM и Cargill.
Президент ADM Джон Гроссман объяснял, что это возможность расширить бизнес в регионах с развивающейся экономикой. У российских агрокомпаний подобных проектов не было, говорит Сизов.
Федеральный проект «Экспорт АПК» предполагает увеличение экспорта к 2024 г. до $45 млрд., а масложировой продукции – до $8,6 млрд., в 2,8 раза больше, чем в 2017 г.