Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
41
1 263
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Железнодорожный оператор АтлантТранслес
638

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 604,55  (-27,52%)
1 001,86  (-21,68%)
6 715,79  (+0,44%)
122 077,05  (-555,63%)
4 478,14  (-57,20%)
64,53  (+0,42%)
Источник Investfunds

Производитель смартфонов Fly интересуется брендом Explay

Британская компания Meridian Group, выпускающая смартфоны Fly, изучает вопрос объединения с производителем электроники Explay, подконтрольным бизнесмену Олегу Малису. Если сделка состоится, Meridian Group будет поставлять смартфоны и планшеты двух брендов как в «Евросеть», так и в «Связной».

Олег Малис ведет переговоры об обмене бренда Explay на долю в компании—производителе смартфонов Fly, сообщила на своем сайте газета «Ведомости» со ссылкой на источники 21 декабря. Директор по маркетингу и продажам бренда Fly Раджив Такур подтвердил “Ъ”, что компания Fly изучает вопрос объединения с Explay.

«Мы смотрим на сделку с различных позиций, не только как на способ увеличения рыночной доли. С двумя брендами мы можем удвоить их позиции и обслуживать различную аудиторию»,— сказал он, подчеркнув, что окончательное решение о сделке еще не принято.

Топ-менеджер розничной сети, продающей, в частности, смартфоны Fly, также слышал, что обсуждается объединение Fly и Explay. Олег Малис отказался комментировать эту информацию. Источник, близкий к одной из сторон сделки, сообщил, что объединение с Fly — это один из вариантов развития бренда Explay.

Маркой Fly владеет британская компания Meridian Group, ее финансовые результаты не раскрываются. Под этим названием в РФ продаются телефоны и смартфоны на Android. По сообщению «Интерфакса», который ссылается на источник, в первом полугодии Fly занимала 8,5% рынка смартфонов в натуральном выражении, 4% — в рублевом; у Explay — 5% и 3% соответственно.

Но динамика продаж телефонов и смартфонов Fly в этом году серьезно снизилась, свидетельствует статистика МТС. Так, в третьем квартале 2015 года продажи телефонов и смартфонов Fly составили 923 тыс., что почти на 40% меньше, чем в аналогичный период прошлого года.

Выручка от продаж устройств Fly в этот же период снизилась на 17%, до 2,7 млрд руб. Раджив Такур из Fly объяснил падение рыночной доли «проблемами со снабжением». «У нас большой дефицит»,— сказал он, не пояснив детали.

Explay — родственный бренд для группы компаний «Связной». Гендиректор Explay Эдуард Ващенко фигурировал в списках аффилированных лиц ОАО «Связной ЦР» и ЗАО «Связной Банк».

В начале 2015 года контроль над компаниями «Связного», в том числе и «Эксплей», получил бизнесмен Олег Малис. По данным kartoteka.ru, в 2014 году выручка «Эксплей» составила 11,4 млрд руб., чистая прибыль — 251 млн руб.

Под брендом Explay выпускается различная электроника, но компания выделялась прежде всего на рынке планшетов. В конце 2014 года Explay вошла в топ-3 по объему продаж планшетов в РФ.

По данным IDC, в первом квартале 2015 года Explay занимала второе после Samsung место по поставкам в РФ (7,1%), но в третьем квартале Explay в топ-5 уже не вошла.

В начале декабря сайт mobiltelefon.ru сообщил, что «Эксплей» с 27 ноября распустила весь штат сотрудников и может полностью свернуть работу по направлению производства мобильных устройств.

Представитель «Связного» Мария Заикина тогда пояснила, что «у акционера компании есть планы по развитию бренда, поэтому говорить о его уходе с рынка некорректно».

Fly давно работает в тесном партнерстве с «Евросетью», а Explay частично принадлежал конкурирующему ритейлеру «Связному», отмечает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Объединение двух марок на одной компании Meridian Group нужно для того, чтобы вести разработку и производство устройств из одного центра и «разделить потоки», уменьшив конкуренцию в рознице между двумя брендами, рассуждает он.

«В результате одни устройства Meridian Group под брендом Explay будут идти в “Связной”, а другие — под брендом Fly — в “Евросеть”»,— считает Эльдар Муртазин.