Представитель Промсвязьбанка сообщил, что банк планирует участвовать в конкурсе на санацию АвтоВАЗбанка, оставив остальные вопросы без комментариев.
Представитель АСВ на вопросы «Ведомостей» не ответил, пресс-служба ЦБ не комментирует деятельность действующих банков.
Решение о выборе инвестора будет принято в ближайшее время, говорят все собеседники «Ведомостей»: АСВ начало сбор заявок на конкурс. Его планировалось провести в конце июля 2015 г., знает банкир, рассматривавший возможность купить АвтоВАЗбанк. Другой собеседник «Ведомостей» говорит, что в конце июля 2015 г. АСВ совместно с ЦБ должны определить сумму кредита на спасение банка и утвердить инвестора.
Как выяснили «Ведомости», на оздоровление АвтоВАЗбанка ЦБ может выделить около 16 млрд руб. Часть – на поддержание ликвидности банка, часть – на пополнение капитала, отмечает знакомый Ананьевых. Порядок цифр примерно такой, подтверждает человек, знающий это от регуляторов. Другой собеседник «Ведомостей» также слышал, что планируется выделить около 16 млрд руб., а еще один сказал, что изначально обсуждалась сумма в 16–18 млрд.
У АвтоВАЗбанка есть проблемы, на закрытие которых необходимы льготные средства, говорит один из собеседников «Ведомостей», кроме того, после того как будет объявлено о санации банка, может произойти отток вкладов, а на это у банка ликвидности может не хватить.
Примерно 65% пассивов банка приходится на средства населения: по данным его отчетности по РСБУ, на 1 июля депозиты физлиц составляли 18,9 млрд руб., еще более 800 млн руб. они держат на счетах. Компании в банке на депозитах и счетах держат около 4,2 млрд руб.
Проблемы у АвтоВАЗбанка начались в I квартале, когда ЦБ предписал ему доначислить резервы по кредитам, выданным на строительство: этим заемщикам стало сложно обслуживать даже проценты по ссудам, говорил аналитик RAEX («Эксперт РА») Станислав Волков, указывая, что формирование провизий привело бы к нарушению банком обязательных нормативов.
АвтоВАЗбанку помогли акционеры, рассказывал контрагент банка: они подарили ему акции компании «Росскат» (крупный производитель кабельно-проводниковой продукции и медной катанки в России и СНГ). На сайте АвтоВАЗбанка его председатель совета директоров Николай Таран (владеет 32,4% акций) представлен гендиректором «Росската».
Согласно отчетности АвтоВАЗбанка на 1 июля он нормативы не нарушает: показатель общей достаточности капитала (Н1) составлял 11,84% при минимуме 10%, норматив мгновенной ликвидности (Н2) – 200% при минимально допустимых 15%, текущей ликвидности (Н3) – 156,4% (минимум – 50%), долгосрочной ликвидности (Н4) – 39,58% (максимум – 120%). Однако на 1 апреля Н1 у банка был близок к пороговому значению и составлял 10,88%.
У Промсвязьбанка уже есть опыт санации. В 2008 г. он занимался финансовым оздоровлением банка «Нижний Новгород» и Ярсоцбанка (позже присоединил оба к себе).
Не первый опыт это и для АвтоВАЗбанка: его в 1998 г. санировало Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО, предшественник АСВ). В отчете АРКО говорилось, что государство выделяло на спасение банка кредит в 459,7 млн руб.