По данным газет «Коммерсант», «РБК daily» и агентства новостей "Рупор74", Qatar Airways подписала с владельцами аэропорта Внуково меморандум о покупке доли в 25%, рассказал исполнительный директор катарской компании Акбар аль-Бакер. Аль-Бакер не уточнил, у кого планируется покупать акции.
По его словам, Qatar Airways видит «огромный потенциал» развития бизнеса Внуково: «В отличие от Домодедово и Шереметьево, где мощности заполнены, инфраструктура Внуково не используется полностью».
Он уточнил, что речь идет о «покупке доли в юрлице, представляющем аэропорт, а не в отдельных компаниях, которые предлагают доли». В течение двух месяцев пройдут юридические проверки, после чего сделка закроется, цена не раскрывается.
Документ был подписан в рамках двухдневного визита в Москву эмира Катара Тамима бен Хамада Аль Тани, который прибыл в российскую столицу 25 марта 2018 года и в понедельник - 26 марта встретился с президентом Владимиром Путиным.
«Надеюсь, по прошествии восьми недель, когда придем к соглашению по деталям, подпишем соглашение по покупке», — сказал глава Qatar Airways. Сумму сделки и другие детали он не уточнил.
Qatar Airways основана в 1997 году, принадлежит Катару. Одна из крупнейших авиакомпаний Ближнего Востока, выполняет 14,2 тыс. рейсов в год более чем в 150 стран, входит в альянс Oneworld (от РФ в него входит S7).Владеет 49% в итальянской Meridiana, 20% в International Airlines Group (холдинг British Airways и Iberia), по 10% в южноамериканской LATAM и китайской Cathay Pacific.
Чистая прибыль в 2016 году выросла на 22%, до $541 млн., но за 2017 год перевозчик прогнозировал «огромные убытки»: в июне Саудовская Аравия и другие арабские страны обвинили Доху в поддержке терроризма, и Qatar Airways были запрещены полеты в эти страны и в их воздушном пространстве.
Внуково — третий по пассажиропотоку аэропорт РФ и МАУ, но потерял часть пассажиров с октября 2015 года, когда прекратил полеты его базовый перевозчик «Трансаэро» и закрылся ряд международных направлений.
Спад перевозок (в 2016 году на 12%, до 13,9 млн. человек) ухудшил финансовое состояние аэропорта, но в 2017 году на фоне восстановления рынка перевозки выросли на 30,1%, до 18,1 млн. человек.
Осенью 2017 г. завершилась консолидация принадлежавших частным инвесторам и государству активов аэропорта на базе АО «Международный аэропорт «Внуково» (МАВ). По СПАРК, на конец года 25% АО у Росимущества, 34,15% — у «Внуково Альянс», 15,15% — у «Сильвани», 12,07% — ЗАО ВИК, 2,41% — у АО АНК.
По данным СПАРК, «Сильвани», ВИК и АНК подконтрольны «Внуково альянс», который, в свою очередь, принадлежит председателю совета директоров Внуково Виталию Ванцеву и семье Андрея Скоча.
Таким образом, фактически блокирующий пакет объединенной компании принадлежит государству, оставшиеся акции – отцу депутата Госдумы Андрея Скоча и председателю совета директоров «Внуково» Виталию Ванцеву. Получается, что у Скоча примерно 61,5% «Внуково», у Ванцева – 13,5%.
Убыток МАВ в 2015 году составил 107 млн. руб., в 2016-м — 219 млн. руб., в 2017-м — 227 млн. руб. Выручка сохранялась на уровне около 900 млн. руб., а в 2017 году достигла почти 3,5 млрд. руб.В 2012 году Внуково привлек в Банке Москвы (входит в группу ВТБ) кредит на 10 млрд. руб. сроком на пять лет для строительства нового терминала. В 2016 году ВТБ в рамках реструктуризации этого долга должен был получить в залог 74% акций аэропорта. Но переговоры зашли в тупик.
В декабре 2017 года пресс-служба Сбербанка сообщила, что банк заключил с аэропортом Внуково сделку по рефинансированию кредитов, выданных другими банками, в частности из группы ВТБ. Сумма соглашения составила 9 млрд. руб.
Тогда же в залоге у Сбербанка оказался контрольный пакет аэропорта (63,78%) — 34,15% акций, принадлежащих «Внуково альянс», 15,15% — «Сильвани», 12,07% — ВИК и 2,41% — АНК.
С 2004 года Qatar Airways летала в Домодедово, сменит ли она аэропорт базирования, в настоящее время остаётся неизвестным. В Домодедово сообщили, что рассчитывают на дальнейшее сотрудничество с авиакомпанией.Акбар аль-Бакер заявил, что у авиакомпании есть «множество планов» расширения в РФ, но она ограничена числом частот в межправсоглашении. Qatar Airways планирует запросить у Минтранса РФ дополнительные права на полеты в города РФ.
В Минтрансе сообщили, что запрос на частоты во Внуково не поступал. Соглашение между Катаром и РФ подписано еще в 1991 году и «больше не удовлетворяет условиям работы», говорит источник в отрасли.
В начале 2017 года страны начали обсуждать новое соглашение. РФ предложила неограниченные полеты в Сочи, Калининград и по «пятой свободе воздуха» во Владивосток (право брать пассажиров и грузы в пункте первого прилета для дальнейшей перевозки в третью страну). Обновленное соглашение может быть подписано в ближайшие дни.
Банк Москвы (БМ-банк)
ВТБ
Правительство России
Сбер (Сбербанк)
ФАУГИ / Федеральное Агентство по Управлению Госимуществом
Авиакомпания Сибирь / S7 Airlines
Андрей Владимирович Скоч
Виталий Ванцев
Международный аэропорт Внуково (МАВ)
Трансаэро
Аэропорт Домодедово
Qatar Airways
На фоне напряженной политической обстановки российскому бизнесу приходится искать «менее традиционных инвесторов», заметил главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Он также заметил, что Внуково необходим крупный игрок, на базе которого развивался бы крупный транспортный узел.
Аналитик компании «Алор брокер» Кирилл Яковенко считает, что с учетом результатов ранее проводившихся оценок активов Внуково стоимость пакета может составить до $100–150 млн. По его словам, Qatar Airways идет на смелый шаг: до этого иностранные авиаперевозчики не приобретали столь крупную долю в российских аэропортах.