Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
87
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 943,30  (-22,36%)
1 154,00  (-8,77%)
6 411,37  (-37,77%)
113 449,50  (-3,38%)
4 186,70  (+32,22%)
65,79  (-0,81%)
Источник Investfunds

Qatar Airways получит 25% аэропорта Внуково

27.03.2018, Mergers.ru

По данным газет «Коммерсант», «РБК daily» и агентства новостей "Рупор74", Qatar Airways подписала с владельцами аэропорта Внуково меморандум о покупке доли в 25%, рассказал исполнительный директор катарской компании Акбар аль-Бакер. Аль-Бакер не уточнил, у кого планируется покупать акции.

По его словам, Qatar Airways видит «огромный потенциал» развития бизнеса Внуково: «В отличие от Домодедово и Шереметьево, где мощности заполнены, инфраструктура Внуково не используется полностью».

Он уточнил, что речь идет о «покупке доли в юрлице, представляющем аэропорт, а не в отдельных компаниях, которые предлагают доли». В течение двух месяцев пройдут юридические проверки, после чего сделка закроется, цена не раскрывается.

Документ был подписан в рамках двухдневного визита в Москву эмира Катара Тамима бен Хамада Аль Тани, который прибыл в российскую столицу 25 марта 2018 года и в понедельник - 26 марта встретился с президентом Владимиром Путиным.

«Надеюсь, по прошествии восьми недель, когда придем к соглашению по деталям, подпишем соглашение по покупке», — сказал глава Qatar Airways. Сумму сделки и другие детали он не уточнил.

Qatar Airways основана в 1997 году, принадлежит Катару. Одна из крупнейших авиакомпаний Ближнего Востока, выполняет 14,2 тыс. рейсов в год более чем в 150 стран, входит в альянс Oneworld (от РФ в него входит S7).

Владеет 49% в итальянской Meridiana, 20% в International Airlines Group (холдинг British Airways и Iberia), по 10% в южноамериканской LATAM и китайской Cathay Pacific.

Чистая прибыль в 2016 году выросла на 22%, до $541 млн., но за 2017 год перевозчик прогнозировал «огромные убытки»: в июне Саудовская Аравия и другие арабские страны обвинили Доху в поддержке терроризма, и Qatar Airways были запрещены полеты в эти страны и в их воздушном пространстве.

Внуково — третий по пассажиропотоку аэропорт РФ и МАУ, но потерял часть пассажиров с октября 2015 года, когда прекратил полеты его базовый перевозчик «Трансаэро» и закрылся ряд международных направлений.

Спад перевозок (в 2016 году на 12%, до 13,9 млн. человек) ухудшил финансовое состояние аэропорта, но в 2017 году на фоне восстановления рынка перевозки выросли на 30,1%, до 18,1 млн. человек.

Осенью 2017 г. завершилась консолидация принадлежавших частным инвесторам и государству активов аэропорта на базе АО «Международный аэропорт «Внуково» (МАВ). По СПАРК, на конец года 25% АО у Росимущества, 34,15% — у «Внуково Альянс», 15,15% — у «Сильвани», 12,07% — ЗАО ВИК, 2,41% — у АО АНК.

По данным СПАРК, «Сильвани», ВИК и АНК подконтрольны «Внуково альянс», который, в свою очередь, принадлежит председателю совета директоров Внуково Виталию Ванцеву и семье Андрея Скоча.

Таким образом, фактически блокирующий пакет объединенной компании принадлежит государству, оставшиеся акции – отцу депутата Госдумы Андрея Скоча и председателю совета директоров «Внуково» Виталию Ванцеву. Получается, что у Скоча примерно 61,5% «Внуково», у Ванцева – 13,5%.

Убыток МАВ в 2015 году составил 107 млн. руб., в 2016-м — 219 млн. руб., в 2017-м — 227 млн. руб. Выручка сохранялась на уровне около 900 млн. руб., а в 2017 году достигла почти 3,5 млрд. руб.

В 2012 году Внуково привлек в Банке Москвы (входит в группу ВТБ) кредит на 10 млрд. руб. сроком на пять лет для строительства нового терминала. В 2016 году ВТБ в рамках реструктуризации этого долга должен был получить в залог 74% акций аэропорта. Но переговоры зашли в тупик.

В декабре 2017 года пресс-служба Сбербанка сообщила, что банк заключил с аэропортом Внуково сделку по рефинансированию кредитов, выданных другими банками, в частности из группы ВТБ. Сумма соглашения составила 9 млрд. руб.

Тогда же в залоге у Сбербанка оказался контрольный пакет аэропорта (63,78%) — 34,15% акций, принадлежащих «Внуково альянс», 15,15% — «Сильвани», 12,07% — ВИК и 2,41% — АНК.

С 2004 года Qatar Airways летала в Домодедово, сменит ли она аэропорт базирования, в настоящее время остаётся неизвестным. В Домодедово сообщили, что рассчитывают на дальнейшее сотрудничество с авиакомпанией.

Акбар аль-Бакер заявил, что у авиакомпании есть «множество планов» расширения в РФ, но она ограничена числом частот в межправсоглашении. Qatar Airways планирует запросить у Минтранса РФ дополнительные права на полеты в города РФ.

В Минтрансе сообщили, что запрос на частоты во Внуково не поступал. Соглашение между Катаром и РФ подписано еще в 1991 году и «больше не удовлетворяет условиям работы», говорит источник в отрасли.

В начале 2017 года страны начали обсуждать новое соглашение. РФ предложила неограниченные полеты в Сочи, Калининград и по «пятой свободе воздуха» во Владивосток (право брать пассажиров и грузы в пункте первого прилета для дальнейшей перевозки в третью страну). Обновленное соглашение может быть подписано в ближайшие дни.

Комментарий

На фоне напряженной политической обстановки российскому бизнесу приходится искать «менее традиционных инвесторов», заметил главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Он также заметил, что Внуково необходим крупный игрок, на базе которого развивался бы крупный транспортный узел.

Аналитик компании «Алор брокер» Кирилл Яковенко считает, что с учетом результатов ранее проводившихся оценок активов Внуково стоимость пакета может составить до $100–150 млн. По его словам, Qatar Airways идет на смелый шаг: до этого иностранные авиаперевозчики не приобретали столь крупную долю в российских аэропортах.