РФ меняет структуру владения управляющей компанией аэропорта "Пулково", 25% в которой контролирует германский холдинг Fraport. Право распоряжаться голосами Fraport и других иностранных инвесторов "Пулково" временно передаются российским юрлицам, пишет Интерфакс.
Указ "О применении специальных экономических мер в сфере воздушного транспорта в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций" президент Владимир Путин подписал 30 ноября. Комплекс мер, прописанный в указе, применяется "в связи с угрозой национальным интересам и экономической безопасности РФ, возникшей в результате нарушения некоторыми иностранными юрлицами обязательств, которые связаны с управлением обществом с ограниченной ответственностью "Воздушные Ворота Северной Столицы", являющимся стороной соглашения о создании, реконструкции и эксплуатации на основе ГЧП объектов, входящих в состав имущества аэропорта "Пулково", заключенного 30 октября 2009 г.".
ООО "ВВСС" - управляющая компания "Пулково". Согласно указу, 100% долей в ВВСС, которые сейчас принадлежат кипрской Thalita Trading, передаются в новое ООО Холдинг ВВСС". Его, в свою очередь, создает правительство РФ, уставный капитал нового ООО - 169 млрд рублей. Холдинг ВВСС создается в порядке, установленном правительством, при этом оно не является учредителем общества. Ими станут бенефициары ВВСС, которые до сих пор владели долями в УК аэропорта через Thalita Trading.
На момент передачи "Пулково" в концессию крупнейшими участниками ВВСС были структуры ВТБ (50%) и Fraport (35,5%). В дальнейшем структура владения Thalita Trading несколько раз менялась. В частности, Fraport в 2016 году продал часть своей доли катарскому суверенному фонду QIA, а в 2017 году в компанию вошел консорциум инвесторов с участием РФПИ, Mubadala и Baring Vostok. В результате, на конец 2021 г доля ВТБ в Thalita Trading оценивалась в 25,01%, у Fraport и РФПИ с соинвесторами было по 25%, у QIA - 24,99%. По данным прошлогодней отчетности ВВСС, в капитале компании оставались структуры ВТБ, Fraport и катарского фонда, другими участвующими обществами там были указаны кипрские Lovidius и Mevelida.
В указе Путина доли российских и иностранных участников создаваемого Холдинга ВВСС прописаны следующим образом: 25% у Fraport AG Frankfurt Airport Services Worldwide; 16,79% и 8,22% у ООО "Бизнес-Финанс" и ООО "ВТБ Инфраструктурный Холдинг"; 2,33% у ООО "Перспективные промышленные и инфраструктурные технологии-7"; 24,99% у F3 Holding LLC; 7,99% у Thirty Seventh Investment Company LLC; 7,48% у Nomeliar Ltd; 3,5% у Ayar International Investments Company; 1,26% у Bahrain Mumtalakat Holding Company; 1,05% у Felmen Ventures Limited; 1,04% у Zamoralo Holdings Ltd; 0,17% у Co-Investment Partnership 1, L.P.; 0,16% у Co-Investment Partnership V, L.P.; 0,02% у Mevelida LTD. В целом доли основных владельцев новой структуры соответствуют ранее известным долям крупнейших собственников Thalita.
C даты создания Холдинга ВВСС прекращаются обязательства по договорам займа, заключенным участниками Thalita их аффилированными лицами и включенным в перечень, определяемый правительством.
Единоличный исполнительный орган Холдинга ВВСС и его устав утвердит правительство. При этом указ оговаривает, что устав должен предусматривать временную передачу двум российским юрлицам права распоряжаться голосами, приходящимися на доли иностранных компаний в уставном капитале холдинга (ООО "Перспективные промышленные и инфраструктурные технологии-7" - доли Thirty Seventh Investment, Nomeliar Ltd, Ayar International Investments, Bahrain Mumtalakat Holding, Felmen Ventures, Zamoralo Holdings, Co-Investment Partnership 1 и Co-Investment Partnership V; ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы" - доли Fraport, F3 и Mevelida). По данным RTVI, компания «Перспективные промышленные инфраструктурные технологии 7» до февраля 2022 года называлась «РФПИ управление инвестициями-8». Она была дочкой Российского фонда прямых инвестиций. Этот суверенный фонд был создан правительством России в 2011 году для инвестиций в лидирующие компании перспективных секторов экономики. 27 февраля 2022 года компания сменила название и скрыла сведения об участниках, следует из СПАРКа.
Права участников Холдинга ВВСС могут быть восстановлены на основании их заявлений, при условии, что они заключат корпоративные договоры с другими участниками и будут соблюдать требования законодательства РФ.
«Если они подпишут корпоративный договор, мое предположение, их права существенно ограничат. Но право собственности на долю в управляющей аэродромом компании никто не отнимает», — пояснила RTVI руководитель корпоративной и налоговой практики юркомпании «Интерцессия» Ирина Егорова. По поводу компенсации — в самом указе президента сказано, что у холдинга и его участников не возникает экономической выгоды в денежной или натуральной формах, добавила Егорова. Фактически меняется только оболочка: если раньше владение структурировали в рамках кипрской организации, то теперь — в рамках российской.