«Мы готовы остаться и на 16,1%, если компании интересно, и увеличить нашу долю до 30%, и мы готовы подать новое ходатайство [в Федеральную антимонопольную службу]», — сказал Дмитриев.
Для этого он готов привлечь не только уже согласившуюся на сделку Mubadala из ОАЭ, но и саудовских партнеров. Как будут распределены доли, а также кто из саудовских партнеров заинтересован в сделке он не сказал.
«Мы готовы увеличить нашу долю в компании, в том числе не только за счет наших эмиратских партнеров, но и за счет саудовских партнеров»,— добавил глава фонда.
При этом Кирилл Дмитриев подчеркнул, что в любом случае РФПИ с партнерами не хотят контролировать EDC, а заинтересованы в «значимом миноритарном пакете».
РФПИ, согласно своему уставу, должен привлекать в проекты иностранные деньги в размере не менее 50%. Для покупки доли в EDC фонд собирался создать консорциум, в котором участвовали бы Российско-китайский инвестфонд (создан РФПИ и China Investment Corporation), Китайско-евразийский фонд экономического сотрудничества (China-Eurasian Economic Cooperation Fund), ближневосточные фонды, в том числе Mubadala из ОАЭ.
Получить долю в EDC заинтересована Saudi Aramco, рассказал источник, близкий к одной из сторон переговоров.
Кирилл Дмитриев также сообщил, что в середине февраля 2019 года планирует посетить Саудовскую Аравию, где будет обсуждать «в том числе инвестиции в нефтегазовом секторе». Крупнейшей потенциальной сделкой является возможное вхождение Saudi Aramco в проект НОВАТЭКа «Арктик СПГ».
Предположительно, саудовцам предлагалась доля в 10%, они же настаивают на большем участии. На данный момент 10% в проекте уже приобрела Total за $2,55 млрд., а 60% НОВАТЭК планирует оставить себе.
РФПИ и партнеры подали заявку купить 16,1% в EDC еще в 2017 г., почти одновременно с тем, как это сделала Schlumberger. Последняя пыталась приобрести сначала контрольный пакет, затем решила купить до 50% минус одну акцию.Весной прошлого года участники готовящейся сделки говорили, что интересанты договорились – сначала долю в EDC купит Schlumberger, а потом РФПИ с партнерами.
Но в начале февраля этого года Schlumberger после 1,5 лет ожидания отозвала свою заявку. «Schlumberger выполнила все свои обязательства, связанные с процессом одобрения сделки EDC с российскими властями, нам пока не удалось получить необходимое разрешение регулирующего органа. Следовательно, мы отозвали нашу заявку», - писал представитель компании.
Мы продолжим искать альтернативные пути для дальнейшего участия в рынке обычного наземного бурения в России, который мы по-прежнему считаем очень привлекательным, подчеркивал представитель EDC.
«Сделке помешали санкции США»,- рассказал замруководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цыганов.
«Передача активов, передача управления российской компанией, продажа этих активов в какой-то период, если вдруг компания не сможет работать в России, — это все сложно. Это требует и времени, и серьезных затрат», отметил он.
Руководитель ФАС Игорь Артемьев не исключил, что сделка все же состоится, но, возможно, через несколько лет.
EDC (создана на базе «Лукойл бурения») – одна из крупнейших нефтесервисных компаний России. Ее основные владельцы – Александр Джапаридзе и первый президент «Роснефти» Александр Путилов. В июле 2017 г. Schlumberger договорилась о покупке 51% акций EDC. Сумму сделки эксперты оценивали тогда в $1,9 млрд.
Eurasia Drilling Company (EDC)
Totalenergies (Total)
Лукойл
НОВАТЭК
Роснефть
Mubadala Development Company
Saudi Aramco
Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ)
Schlumberger
Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ)
Александр Джапаридзе
Александр Путилов
Арктик СПГ-2