Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
40
1 253
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Железнодорожный оператор АтлантТранслес
638

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 604,55  (-27,52%)
1 001,86  (-21,68%)
6 715,35  (+4,14%)
122 596,55  (-36,12%)
4 537,61  (+2,27%)
64,11  (-1,24%)
Источник Investfunds
  • Главная
  • Новости
  • РЖД изменит структуру владения футбольным клубом «Локомотив»

РЖД изменит структуру владения футбольным клубом «Локомотив»

10.04.2019, Mergers.ru

По данным газеты «Коммерсант», ОАО РЖД предлагает рассмотреть на заседании совета директоров вопрос о выходе подконтрольного ему ТТК из капитала АО ФК «Локомотив», следует из письма гендиректора РЖД Олега Белозерова председателю совета директоров госмонополии вице-премьеру Максиму Акимову.

Из проекта решения и пояснительной записки к письму следует, что ТТК продаст 90,91% акций «Локомотива» другой структуре РЖД — АО «КРП-инвест» за 3,395 млрд. руб. Таким образом, весь клуб оценен примерно в 3,7 млрд. руб., или $57 млн. Для оплаты сделки «КРП-инвест» привлечет беспроцентный заем у еще одной структуры РЖД — АО ОТЛК.

В РЖД не комментируют ситуацию, но источник, близкий к совету директоров компании, подтвердил подлинность и актуальность документов. Пока вопрос на совет директоров не выносился, говорит он. В ВТБ, которому принадлежат около 9,09% «Локомотива», отказались от комментариев, так же поступили представитель ТТК и гендиректор «Локомотива» Василий Кикнадзе.

Контроль над ФК «Локомотив» перешел от РЖД к ТТК в декабре 2008 года. Оператор тогда приобрел допэмиссию акций ФК за 3 млрд. руб. На это ТТК привлек кредиты, на обслуживание которых теперь тратит значительные средства, следует из документов: за 2008–2018 годы общая стоимость их обслуживания превысила 3,8 млрд. руб., а общая стоимость владения клубом — 6 млрд. руб.

Сейчас доля кредитного портфеля ТТК, приходящаяся на инвестиции в «Локомотив», составляет 19%, а ежегодная стоимость обслуживания кредитов — 285 млн руб.

Продажа «Локомотива» позволит ТТК увеличить дивиденды, снизить долг и процентные расходы ориентировочно на 330 млн руб. в год, что поможет выполнению стратегических планов, бюджета и инвестпрограммы оператора, которое сейчас затруднено, следует из документов РЖД.

Это не первая попытка ТТК выйти из непрофильного актива: еще в августе 2012 года о том, что компания в течение года планирует продать пакет акций «Локомотива», заявлял ее тогдашний президент Артем Кудрявцев. На тот момент ТТК оценивал свою долю в 2,25 млрд. руб.

Выход из актива позволит ТТК сосредоточиться на своей основной деятельности, согласен гендиректор «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов.

Компания оказывает услуги в межоператорском сегменте, а также на рынке фиксированного доступа в интернет, где в условиях общей стагнации ей по итогам 2018 года удалось вырасти на 8,4%, отмечает аналитик. По объему абонентской базы ТТК занимает пятое место после «Ростелекома», «ЭР-телекома», МТС и «Вымпелкома».

«Я очень благодарен нашей компании РЖД, которая нас терпела. И опять они первые!», - Юрий Семин, главный тренер ФК «Локомотив», 5 мая 2018 года, в эфире телеканала «Наш футбол».

Из данных РЖД следует, что по итогам 2018 года выручка ФК «Локомотив» составила 5,2 млрд. руб., а чистый убыток — 136,3 млн. руб. Чистые активы клуба составили 1,6 млрд. руб.

Выручка «Локомотива» в подавляющей степени сформирована контрактами с самими РЖД и ТТК, которые таким образом фактически дотируют футбольный клуб, отмечает основатель Sports.ru Дмитрий Навоша. «Актив коммерчески убыточен, он имеет гудвилл в виде бренда, но в целом он слабее, чем, например, бренд "Спартака"»,— считает он.

4 апреля 2019 года в интервью «Спорт-экспрессу» член совета директоров «Спартака» Андрей Федун оценил стоимость клуба с учетом стадиона в размере не менее €1 млрд.

По мнению Дмитрия Навоши, более справедливой кажется сумма в диапазоне $200–300 млн., при этом «Локомотив» может стоить «максимум треть» от этой суммы.

Подобные сделки с участием клубов Российской футбольной лиги не редкость, но они, как правило, не носят коммерческий характер, а решают задачи по организации управления активами, заключает господин Навоша.

По данным КПМГ, у российских футбольных клубов в целом основным является доход от генерального спонсора, тогда как выручка от продажи билетов редко превышает 5%.

В России расходы на содержание клубов значительно превышают их коммерческие доходы, констатирует заместитель директора отдела управленческого консультирования КПМГ в России и СНГ Ольга Ошарова:

«Поэтому для компаний-собственников, для которых футбольные клубы являются непрофильными активами, эти инвестиции становятся скорее имиджевыми».