По данным «Business & Financial Markets», совет директоров ОАО РЖД рассмотрит сегодня вопрос о покупке блокирующего пакета акций ЗАО «Трансмашхолдинг» / ТМХ. Накануне стало известно, что РЖД заплатят за 25% плюс одну акцию машиностроительного холдинга 9 млрд руб. При этом основные бенефициары ТМХ, совладельцы «Кузбассразрезуголь» Искандер Махмудов и Андрей Бокарев сохранят контроль над холдингом, войдя в акционерный капитал голландской компании.
Сделка будет структурирована как приобретение блокпакета The Breakers Investments BV, зарегистрированной в Амстердаме, которая в скором времени консолидирует 100% акций «Трансмашхолдинг». Голландская прописка активов поможет в дальнейшем на выгодных условиях привлекать инвестиции, например средства евробондов. Итоговая оценка блокпакета ТМХ — $370 млн — ниже прежних оценок. Ранее президент РЖД Владимир Якунин оценивал весь холдинг в $2 млрд, что соответствует стоимости блокпакета $500 млн. Ранее отмечалось, что в уставный капитал ТМХ могут войти и иностранные машиностроители. Теперь стало известно, что партнером РЖД не ранее 2010 года станет канадская Bombardier Transportation.
ЗАО «Трансмашхолдинг» является крупнейшей в России компанией в отрасли транспортного машиностроения, мировым лидером железнодорожного машиностроения по физическим объемам производства. «Трансмашхолдинг» – крупнейший поставщик подвижного состава для ОАО «Российские железные дороги». Продукция предприятий холдинга эксплуатируется в десятках стран мира, во всех климатических зонах Земли. В 2006 году «Трансмашхолдинг» продемонстрировал следующие результаты работы: объём реализации товаров и услуг – 55 млрд. руб, инвестиции в НИОКР и техническое перевооружение – 3 млрд. руб, численность работающих – более 53 тысяч человек.
Аналитик ИК «Финам» Денис Горев отмечает, что такая схема используется российскими компаниями для привлечения в акционерный капитал иностранных инвесторов. «Это нивелирует часть рисков, свойственных России, будь то претензии со стороны налоговых органов или политические риски»,— говорит он.
Аналитик «Тройка Диалог» Геннадий Суханов отмечает также, что законодательство Нидерландов дает ряд преимуществ акционерам с точки зрения налогообложения.
Возможно, свою роль в переоценке сыграла непубличность компании, предполагает аналитик ГК «Брокеркредитсервис» Севастьян Козицын. «Повлиял и тот факт, что ТМХ полностью зависит от РЖД — своего основного заказчика. И эта сделка была нужнее именно машиностроительному холдингу»,— уверен он.