По данным газеты «РБК daily», РЖД уже в этом году могут расстаться с контролем в своей контейнерной «дочке» — «Трансконтейнер». Вслед за прошлогодним IPO, в ходе которого были размещены 35% акций компании, в этом году инвесторам могут быть предложены еще 25% акций «Трансконтейнер».
Вопрос о продаже блокпакета «Трансконтейнера» будет обсуждаться на предстоящем совете директоров РЖД 19 апреля. Однако пока непонятно, каким способом планируется продать акции «Трансконтейнера» — в ходе SPO или на аукционе.
После того как в ноябре 2010 года в ходе IPO «Трансконтейнер» было размещено 35% акций, доля РЖД в компании сократилась до 50% плюс одна акция (еще около 15% бумаг «Трансконтейнер» были проданы в 2008 году в ходе частного размещения). О том, что РЖД могут сократить свою долю в «Трансконтейнер» до уровня ниже контрольной, в конце прошлого года заявлял замминистра транспорта Андрей Недосеков. По его словам, за счет продажи бумаг в контейнерном перевозчике в 2012 году может быть профинансирован дефицит инвестпрограммы РЖД. Правда, замминистра говорил о том, что вопрос о продаже может быть рассмотрен только в 2012—2013 годах. Глава РЖД Владимир Якунин ранее сообщал, что дефицит инвестпрограммы на ближайшие пять лет составит около 400 млрд руб.
Хотя вопрос с продажей акций еще не решен, потенциальные претенденты уже заявили об интересе к этому активу. Если ранее о готовности побороться за акции «Трансконтейнер» заявляла только группа FESCO, то сейчас этим пакетом заинтересовался железнодорожный оператор Globaltrans. Председатель совета директоров перевозчика Александр Елисеев заявил, что Globaltrans интересуется покупкой доли в «Трансконтейнер». При этом, по словам г-на Елисеева, интересен и блокирующий пакет, и контрольный. Интерес к приобретению блокпакета «Трансконтейнер» подтвердили и в FESCO. «Наша стратегическая заинтересованность в этом пакете сохранилась», — заявили в транспортной компании.
ОАО «ТрансКонтейнер» — крупная российская компания, работающая в сфере интермодальных контейнерных перевозок и интегрированных логистических решений. Компания предлагает полный спектр услуг в сфере контейнерных перевозок и управления грузоперевозками, а также занимает ведущее положение в России по количеству платформ в парке, объему транспортировки ДФЭ (двадцатифутовых эквивалентов) по железной дороге и по объему грузов, обработанных железнодорожными контейнерными терминалами. Ее доли на рынке в этих категориях на 30 июня 2010 года составили порядка 60%, 53% и 34%. Компания является ключевым дочерним обществом ОАО «РЖД» в области контейнерных перевозок.
ОАО «ТрансКонтейнер»: эксплуатирует около 25 500 платформ, на которых в 2009 году было перевезено около 1,1 млн. ДФЭ, а в первом полугодии 2010 года — 0,55 млн. ДФЭ; эксплуатирует собственную сеть железнодорожных терминалов на 46 железнодорожных станциях от Санкт-Петербурга до Владивостока в России и управляет одним терминалом в Словакии. Объем грузооборота на терминалах Компании, многие из которых расположены вдоль самых загруженных транспортных коридоров России, в 2009 году составил около 1,46 млн. ДФЭ, а в первом полугодии 2010 года — 0,73 млн. ДФЭ.
Использует свои активы для обслуживания более 200 000 клиентов, из которых около 20 000 — постоянные клиенты из различных отраслей промышленности, включая автомобилестроение, промышленное производство, целлюлозно-бумажную промышленность, добычу и обработку цветных металлов и производство потребительских товаров. Обладает широкой сбытовой сетью, в состав которой входят порядка 150 офисов продаж и сервисных центров в России, а также офисы в странах СНГ, Европы и Азии.
В 2009 году выручка «ТрансКонтейнер» составила 16,4 млрд. руб. (примерно $537 млн.). Чистая прибыль за 2009 год составила 590 млн. руб. (примерно $519 млн.). Активы Компании по состоянию на 31 декабря 2009 года составляли 30,7 млрд. руб. (примерно $51,016 млн.).
Эксперты полагают, что продажа 25% «Трансконтейнер» может принести РЖД большую сумму, нежели размещенные в ходе IPO 35% акций компании. Тогда монополия заработала $347 млн. (по цене $8 за GDR). По мнению аналитика ИФК «Метрополь» Андрея Рожкова, сейчас покупателям акций «Трансконтейнера» придется заплатить более высокую цену — до $450 млн.
По словам аналитика УК «Ингосстрах-Инвестиции» Евгения Шаго, для РЖД нет большой разницы, продавать этот актив на аукционе или в ходе SPO. Однако, по мнению Андрея Рожкова, с точки зрения максимизации доходов от продажи акций наиболее предпочтителен вариант SPO. «В нем могли бы участвовать не только стратеги, но и портфельные инвесторы и фонды, — говорит он. — Но это менее интересно для FESCO и Globaltrans».