ТЛЦ вокруг мегаполисов должны решить проблему перегрузки на автотранспорт железнодорожных грузов. В Москве проблема логистики связана с тем, что груз прибывает на крупные товарные станции в центре города, а их грузовые дворы занимают много дорогой земли, тогда как фуры, забирающие груз, не могут свободно перемещаться по столице.
ТЛЦ "Белый Раст" — один из пилотных проектов ОАО РЖД по разгрузке транспортного узла Москвы. Решение о его строительстве было принято в 2009 году, стоимость оценивалась в 18 млрд руб., из которых лишь 2 млрд руб. должны были составлять средства ОАО РЖД.
На 180 га планировалось разместить контейнерный терминал, терминал тяжеловесных и крупногабаритных грузов, универсальный складской комплекс для тарно-штучных и паллетированных грузов (в том числе скоропортящихся), терминалы для колесной и гусеничной техники и сыпучих грузов. По данным источника, знакомого с проектом, сейчас в "Белом Расте" идет строительство терминалов.
В апреле ОАО РЖД выставило 49% в ТЛЦ на продажу, минимальная цена — 2 млрд руб. плюс обязательство выдать проекту срочный процентный беззалоговый заем на 7 млрд руб. Ранее ОАО РЖД объясняло продажу необходимостью инвестиций.
Основным претендентом до сих пор считались китайцы: в сентябре 2015 года в рамках визита Владимира Путина в Пекин ОАО РЖД и порт Инкоу подписали меморандум о сотрудничестве по созданию китайско-российских логистических центров в Московской области и в порту, а также договорились провести консультации по учреждению СП или продаже порту 49% ТЛЦ "Белый Раст". В настоящее время в ОАО РЖД не уточнили, насколько актуально предложение китайских коллег.
Unvia Trading Limited создана израильтянином Ури Альперовичем, и о ее активности в транспортном бизнесе неизвестно.
Но в 2011 году господин Альперович встречался с главой Татарстана Рустамом Миннихановым и предлагал закупать у "Татнефти" сырье для европейских НПЗ. О своих амбициях в ТЭКе бизнесмен рассказывал подробно и охотно: "Я прилетел из Европы и создаю там энергохолдинг. Сейчас самое время скупать энергоактивы".
Ури Альперович заявлял о готовности "в течение трех лет увеличить поставки нефти до 30 млн тонн в год, включая легкую нефть, суданскую", а также сообщал, что по приглашению властей Румынии займется реконструкцией мазутной ТЭЦ на 850 МВт и строительством еще трех станций, которые будут поставлять электроэнергию в Германию.
Кроме того, он заверял, что имеет предложения о покупке у ЛУКОЙЛа двух НПЗ мощностью 2 млн и 5 млн тонн (о реализации какого-либо из названных израильтянином проектов неизвестно).
Летом 2015 года власти Ростовской области объявили, что Unvia Trading Limited профинансирует строительство сахарного завода на 180 тыс. тонн (проект Международной сахарной корпорации и французской Sucden), вложив €250 млн под гарантии ВЭБа. В марте правительство региона сообщило, что Unvia отказалась от проекта и он перенесен на неопределенный срок.
Гендиректор "Гео Девелопмента" Максим Лещев отмечает, что проект строительства ТЛЦ тормозится не первый год, но имеет инвестпривлекательность и нужен логистическим компаниям. По мнению эксперта, в проекте важен в первую очередь сам бизнес, а не земельный участок, ТЛЦ выгодно расположен.
По оценкам эксперта, сейчас средняя стоимость земли здесь — до 100 тыс. руб. за сотку, но участок находится в долгосрочной аренде на 49 лет и не может быть заложен для земельных кредитов.