25 августа 2009 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал указ «О передаче в доверительное управление ОАО «РЖД» находящиеся в федеральной собственности акций АО «Улан-Баторская железная дорога» (УБЖД). Об этом говорится в сообщении российской железнодорожной компании. Как отмечается в подписанном документе, 50% акций «УБЖД», находящиеся в собственности Российской Федерации, передаются в доверительное управление ОАО «РЖД» сроком на пять лет.
Фактически ОАО «РЖД» уже приступило к участию в развитии АО «УБЖД». Оказывается практическая помощь в проведении капитального ремонта пути, обновлении парка подвижного состава, совершенствовании технологии перевозок. Основными направлениями сотрудничества транспортных компаний определены: повышение эффективности деятельности АО «УБЖД»; содействие в развитии и модернизации инфраструктуры существующей железнодорожной сети Монголии. Также ОАО РЖД совместно с заинтересованными российскими промышленными компаниями планирует участвовать в проектах по разработке месторождений полезных ископаемых в Монголии, включая строительство к ним железнодорожных линий.
Акционерное общество «Улан-Баторская железная дорога» было создано в 1949 году на основе Соглашения между Правительствами СССР и Монгольской Народной Республики с равным распределением долей в уставном капитале Общества. До настоящего момента полномочия акционера указанного общества от имени Российской Федерации осуществляло Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
АО «УБЖД» играет ключевую роль в обеспечении транспортных связей Монголии. На долю железнодорожного транспорта приходится свыше 60% грузовых перевозок страны. Протяженность Улан-Баторской железной дороги составляет 1815 км, в компании работает около 16 тыс. человек. Единая с российскими железными дорогами техническая база, в том числе ширина колеи 1520 мм, обуславливает важную геостратегическую роль АО «УБЖД» в обеспечении транспортно-экономических связей с Китаем.
Вместе с тем, существующее техническое состояние основных производственных фондов АО «УБЖД» (износ подвижного состава составляет свыше 70% и верхнего строения пути - более 50%) негативно влияет на пропускную и провозную способность дороги, препятствует освоению перспективных объемов перевозок, в том числе транзитного грузопотока. В течение последних 15 лет финансирование АО «УБЖД» со стороны российского акционера практически полностью отсутствовало, а объем инвестиции в развитие УБЖД с монгольской стороны не превысил $150 млн.
Учитывая важную роль, которую играет АО «УБЖД» в обеспечении торгово-экономических отношений России и Монголии, ее геополитического значения при организации перевозок грузов в направлении стран АТР и Китая, а также неоднократные обращения монгольской стороны в части оказания технической помощи, в феврале 2008 года было подписано Соглашение о расширении сотрудничества между ОАО «РЖД» и АО «УБЖД».
По словам президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, реализация разработанной специалистами компании «Концепции реализации совместного российско-монгольского проекта развития АО «УБЖД» и строительства новой железнодорожной инфраструктуры в Монголии» позволят повысить эффективность железнодорожного транспорта Монголии как внутри страны, так и в сфере транзитных перевозок.