«Роснефть» приобретает у ВТБ «Одесский НПЗ». Договоренности были достигнуты в конце февраля. До сих пор завод принадлежал группе ВЕТЭК («Восточно-Европейская топливно-энергетическая компания») Сергея Курченко, которого считали близким к семье президента Украины Виктора Януковича. Господин Курченко, вынужденный покинуть Украину в феврале после смены власти в Киеве, понял, что не сможет погасить полученный у ВТБ на покупку НПЗ кредит, и передал актив банку, предварительно договорившись с «Роснефтью». Сделку с ВТБ госкомпания рассчитывает закрыть в ближайшее время.
Украинские СМИ связывали позиции ВЕТЭК с близостью к властям, в частности к сыну Виктора Януковича Александру, но Сергей Курченко уверял, что является единственным владельцем ВЕТЭК и никакого отношения к семье президента не имеет. Однако именно он первым фактически потерял активы. Офис ВЕТЭК в Киеве закрылся во время столкновений на Майдане. «Одесский НПЗ» остановлен 25 февраля, почти весь топ-менеджмент распущен, на предприятии начата проверка по подозрению в контрабанде нефтепродуктов. Херсонский нефтеперевалочный комплекс 26 февраля заняли активисты «Правого сектора», а затем «передали правоохранительным органам».
Московский офис ВЕТЭК пока функционирует, но сотрудники уже ищут новую работу. Сам Сергей Курченко, покинув Украину, пытался остаться в Белоруссии, но местные власти отказали ему. С конца февраля бизнесмен находится в Москве, пытаясь урегулировать отношения с российскими партнерами. ВЕТЭК должна за танкерные поставки нефти «Лукойлу» и «Роснефти» (последней — больше $150 млн). Предположительно, Сергей Курченко встречался с главой «Роснефти» Игорем Сечиным в конце февраля, договорившись о переходе «Одесского НПЗ» под контроль госкомпании,— сделка будет зачтена как погашение долга.
Сделку считается в первую очередь политической. Действительно, до сих пор российские нефтяники не горели желанием развивать бизнес на Украине, а скорее наоборот, стремились избавиться от местных активов. Тот же «Одесский НПЗ» мощностью 2,8 млн тонн ВЕТЭК купила у «Лукойла» в марте 2013 года. Для российской компании бизнес стал нерентабельным, когда «Укртранснафта» перестала прокачивать нефть по маршруту Лисичанск—Кременчуг. Сумма сделки оценивалась ее на уровне $250 млн. Профинансировал покупку ВТБ, выдав $370 млн Swisspro Capital Ltd, НПЗ стал обеспечением (юридически покупателем выступила кипрская Empson Ltd, входящая в ВЕТЭК).
«Одесский НПЗ» был построен и введен в эксплуатацию в 1937 году. Во время войны в 1941 году установки были отправлены в г. Сызрань. По проектной схеме, состоящей из асфальто-вакуумной и битумной установки и установки двухпечного крекинга, завод был восстановлен в 1949 году.
В 1964 году асфальто-вакуумная установка была реконструирована в атмосферно-вакуумную мощностью 1 млн т/год. В дальнейшем за счет мероприятий техперевооружения её мощность была доведена до 2,1 млн т./год. Установка 2-х — печного термического крекинга в 1979 году подверглась реконструкции с переводом на первичную переработку нефти — ЭЛОУ AT мощностью 1,5 млн. т/год.
В 1977 году на заводе построена установка каталитического риформинга бензина, мощностью 300 тыс. т/год в комплексе с установкой вторичной перегонки бензина мощностью 540 тыс. т/год. В 1985 году на УКР проведена реконструкция с доведением мощности до 420 тыс. т/год. В 1986 году мощность битумной установки доведена до 191 тыс. т/год.
В 1994 году был построен и введен в эксплуатацию комплекс гидроочистки керосиногазойлевой фракции мощностью 1,5 млн т/год с получением авиационного и дизельного топлива. В 2004 году пущена установка изомеризации С5-С6 фракции мощностью 120 тыс. т/год по сырью. В 2004 пущена эстакада налива светлых нефтепродуктов в автоцистерны.
В 2007 году проведена реконструкция ЭЛОУ — АВТ до мощности 2,8 млн т в год. В 2008 году закончена реконструкция ЭЛОУ- АТ в установку висбрекинга гудрона мощностью 700 тыс. т в год. В 2009 г. пущен блок гидроочистки керосиновой фракции мощностью 180 тыс. т в год.
5 июля 2013 года «Одесский НПЗ» полностью перешел под контроль ГК ВЕТЭК.
В сделке с ВЕТЭК для «Роснефти» серьезных рисков юристы не видят. Партнер юридической фирмы Incor Alliance Low Денис Кутишенко отмечает, что заблокировать ее власти Украины теоретически могут, но это скорее политический вопрос. «Сделка выглядит довольно прозрачной,— поясняет юрист,— банк забрал в качестве обеспечения кредита актив и продал его профильной компании, «Роснефть» тут добросовестный приобретатель».