ПАО «Красноярская ГЭС» вышло из проекта модернизации красноярского аэропорта Емельяново. Права на приобретенный ранее контрольный пакет его акций компания уступила ООО «КрасИнвест», которое, по данным красноярских властей, также подконтрольно «Базэлу» Олега Дерипаски.
По словам губернатора Виктора Толоконского, ГЭС не смогла получить кредиты и теперь развитием аэропорта займется специальная проектная структура, в задачу которой входит поиск стратегического международного инвестора.
2 декабря 2015 года сессия законодательного собрания Красноярского края согласовала сделку, по которой Красноярская ГЭС уступает «КрасИнвесту» требования и долг по договорам и соглашениям, касающимся проекта развития аэропорта Емельяново.
По этому соглашению ООО «КрасИнвест» передаются 51% АО «Эра Групп» (владелец имущественного комплекса аэропорта).
Также «КрасИнвест» берет на себя все обязательства по модернизации Емельяново, прописанные в конкурсной документации. «КрасИнвест» уже получил согласие Федеральной антимонопольной службы на приобретение акций АО «Эра Групп».
Напомним, что Красноярская ГЭС, подконтрольная «Базэлу» Олега Дерипаски, в июне 2015 года стала победителем аукциона, на котором краевые власти продавали 51% акций АО «Эра Групп». За актив гидроэлектростанция заплатила 4,05 млрд руб. 49% акций осталось у краевых властей.
Емельяново является крупнейшим аэропортом Центральной и Восточной Сибири, пассажиропоток в 2014 году составил 2 млн человек. По условиям инвестиционного соглашения, ранее заключенного с Красноярской ГЭС, она должна была до 2017 года построить новый терминал для пассажиропотока в 2,5 млн человек. Совокупный объем инвестиций в проект модернизации оценивается властями в 16 млрд руб.
Как пояснил источник „Ъ“, близкий к «КрасИнвесту», акционеры Красноярской ГЭС решили «сконцентрировать усилия на реализации долгосрочной инвестиционной программы по поддержанию системной надежности и бесперебойного энергоснабжения потребителей Красноярского края». В связи с этим управление аэропортовым бизнесом было передано инвестиционной компании «КрасИнвест».
«В целях ускорения интеграции аэропорта Емельяново в международную авиатранспортную логистическую сеть важным шагом является привлечение в капитал аэропорта стратегического международного инвестора, имеющего компетенции и значимые бизнес-позиции на мировом рынке. В этом также состоит ключевая задача специализированной инвестиционной компании „КрасИнвест“»,— пояснил источник.
При этом он отметил, что «команда опытных специалистов» из «Базэла», занимающаяся проектом красноярского аэропорта, продолжит работать над ним и после ухода Красноярской ГЭС.
По данным базы Kartoteka.ru, ООО «КрасИнвест» зарегистрировано в Дивногорске (Красноярский край) в 2011 году. Его основным видом деятельности указаны вложения в ценные бумаги. Единственным собственником ООО является московское АО «Базовый аэропортовый оператор» (учредители в равных долях Алексей Коновалов и Андрей Панов) с уставным капиталом 10 тыс. руб.
По итогам 2014 года «КрасИнвест» получил чистый убыток в 98 тыс. руб. По словам спикера заксобрания Александра Усса, «КрасИнвест» представляет «Русал», который также входит в «Базэл».
Ранее «Базэл» сообщал, что финансировать и осуществять модернизацию аэропорта должны были «профильные структуры группы вместе с двумя внешними инвесторами — российским и международным». Но, видимо, переговоры с ними успехом не увенчались.
«Чтобы быстро строить, нужна кредитная линия, а ГЭС ее получить не может… Нужна компания, которая закладывает в банк акции и получает кредитование»,— пояснил депутатам принятое инвестором решение о смене ответственной за реализацию проекта структуры губернатор Виктор Толоконский.
При этом он подчеркнул, что для региона сделка никаких рисков не несет, поскольку деньги за актив «краем уже получены».
Но смена инвестора вызвала сомнения у ряда красноярских депутатов. Они выразили опасение, что модернизацию Емельяново не успеют завершить до начала зимней универсиады, которая пройдет в Красноярске в 2019 году.
«Ранее соглашение гарантировалось крупной бизнес-структурой, такой как Красноярская ГЭС, теперь акции аэропорта переданы ООО с уставным капиталом в 10 тыс. руб. Это очевидные риски»,— считает, например, глава комитета заксобрания по законности и защите прав граждан Юрий Швыткин.
Впрочем, на сессии чиновники красноярского правительства его успокоили, сославшись на аналогичный мировой опыт, а господин Толоконский подчеркнул, что несет «личную ответственность» за реализацию проекта.