Правительство Татарстана и болгарский холдинг«Химимпорт» не станут, как планировалось раньше, акционерами объединенной авиакомпании на базе региональных перевозчиков«Ак барс аэро» и«Татарстан». Развивать новую компанию будет холдинговая компания «Ак барс». (Ее контролирует правительство РТ.)
«Наши болгарские партнеры, — рассказал президент Татарстана Рустам Минниханов., — в авиакомпанию«Татарстан» пришли, потому что мы их попросили. К сожалению, и кризисы, и регламенты«такие самолеты можно, такие нельзя» вызывают много сложностей. Я сказал: мы — правительство — больше в этом бизнесе участвовать не будем. Мы потеряли там много денег. Обеспечить эффективную работу авиакомпании не сумели. Я предложил болгарам остаться, но они тоже решили, что этот бизнес для них не столь первостепенный».
По словам Минниханова, сыграло роль и требование Федеральной антимонопольной службы развести аэропортовый бизнес и авиаперевозки в схеме партнерства республики и«Химимпорта». Чтобы выполнить условие ФАС, предполагалось учредить два СП —«Тат-авиа», управляющую компанию для развития международного аэропорта«Казань»(она в процессе создания), и ЗАО«Тат-аэро».
В конце ноября прошлого года стали известны подробности сделки по объединению авиакомпаний «Татарстан» и «Ак барс аэро».
Авиакомпании должны были быть объединены под брендом «Ак барс аэро». Объединение должно было произойти в 2012 г. Коллектив обеих компаний - в совокупности 600 человек был бы сохранен.
Болгарскому холдингу «Химимпорт» (на паритетных условиях с правительством РТ владеет ЗАО «Татаэро», куда входит АК «Татарстан») должно было достаться 15% в объединенной компании, 10-13% получило бы правительство РТ, остальное было бы у «Ак барса». Уставный капитал авиакомпании должен был быть доведен до 5 млрд руб. (тогда суммарный уставный капитал обеих авиакомпаний равнялся 3 млрд руб.), при этом вложений болгарских инвесторов не предполагалось.
Новой компании также должны были достаться долги «Татарстана», которые на начало 2011 г. составляли почти 1 млрд руб. Авиапарки двух компаний должны были быть объединены.
Семь Bombardier CRJ200 из парка «Ак барс аэро» должны были работать на региональных перевозках, два Airbus-319 «Татарстана» (планируется купить еще три) - на международных. В будущем парк должен был пополниться дальнемагистральными самолетами.
Объединенная авиакомпания могла войти в первую десятку авиакомпаний России. В 2011 г. авиакомпании «Татарстан» и «Ак барс аэро» перевезли вместе около 1 млн пассажиров, в 2012 г. ожидается 1,6-1,7 млн.
Акционеры ОАО «Ак барс аэро»: ОАО «Холдинговая компания «Ак барс» (97,16%), генеральный директор компании Петр Трубаев (0,24%). Финансовые показатели (РСБУ, 2010 г.): выручка - 498,1 млн руб. чистая прибыль - 1,3 млн руб.
Акционеры ОАО «Авиакомпания «Татарстан»: минземимущество РТ, «Химимпорт» (по 50%). Финансовые показатели (РСБУ, 2010 г.): выручка - 3,2 млрд руб. чистый убыток - 10,5 млн руб.
Генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев (в 1999-2009 гг. возглавлял АК «Татарстан») утверждает, однако, что, «когда болгары пришли в 2008 г., они, засучив рукава, взялись за авиакомпанию, но у них не получилось». Он предполагает, что их попросили оставить бизнес из-за «неэффективного участия». В феврале 2009 г. Минниханов критиковал «Химимпорт» на коллегии минтранса, а месяц спустя профсоюзный комитет АК «Татарстан» написал президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву, что «Химимпорт» намеренно ведет компанию к банкротству.
«Если государство неэффективно управляет авиакомпанией, не успевает и не получает отдачи, оно должно отдать это бизнесу. Все правильно, надо уходить, — считает председатель совета директоров группы компаний «Тулпар» (занимается чартерными авиаперевозками) Азат Хаким. — Думаю, «Ак барс аэро» понимает, за что берется. Если правильно выстроить действия, можно достичь результатов».