По данным газеты «Коммерсант», компания PepsiCo планирует продать свой неработающий завод под Новосибирском. Актив достался компании после покупки в 2008 году производителя соков «Лебедянский». Помочь в поиске инвестора, который создаст на площадке новое производство в рамках стратегии развития региона, взялись власти Новосибирской области.
Компания PepsiCo обратилась к властям региона с предложением найти инвестора для площадки завода «Лебедянский» в Бердске Новосибирской области, сообщил губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий.
«PepsiCo предложила нам посодействовать в нахождении инвестора, который мог бы зайти туда. Они хотят продать (этот актив), но не кому угодно, а с учетом перспективы развития региона. Нас это устраивает, мы с оптимизмом восприняли возможность проработать этот момент»,— сказал он.
Бердский завод достался PepsiCo в 2008 году после покупки компании «Лебедянский», которая с 2006 года строила на этой площадке завод по производству соков мощностью 400 млн л в год. В 2009 году проект был заморожен, к 2014 году на территории предприятия возведен цех площадью около 40 тыс. кв. м, инвестиции в проект составили 2 млрд. руб.
Сейчас, как уточнили в администрации Бердска, объект заморожен, работы по нему не ведутся уже несколько лет. В 2012 году территориальное управление Росимущества потребовало через суд снести почти готовый завод, так как часть предприятия была построена на федеральном участке. Ведомство посчитало постройку самовольной.
В PepsiCo признали проблемы с законностью использования участка, объяснив их путаницей в документации, которую готовил прежний менеджмент «Лебедянского». В 2014 году спорный участок площадью 3,3 га по распоряжению правительства РФ был передан в муниципальную собственность Бердска.
Работу с потенциальными инвесторами власти намерены начать после урегулирования «административных неурядиц». Владимир Городецкий пояснил, что относительно бердской площадки существуют «трудности с оформлением земли».
«По кадастровой ошибке при регистрации на эту территорию были занесены какие-то небольшие участки, не имеющие отношения к проекту PepsiCo»,— сказал он. Решить вопрос и «узаконить право на землю» власти рассчитывают в ближайшее время. В администрации Бердска уточнили, что в собственности PepsiCo находятся два земельных участка общей площадью около 12 га.
Эксперты считают, что на решение PepsiCo отказаться от развития площадки повлияло продолжающееся падение доходов населения.
«Тренд на правильное питание стимулирует россиян ограничивать себя в потреблении газированных напитков. Соки и холодный чай продолжают расти в цене, что снижает их привлекательность для российских покупателей, для которых становится все привычнее отказывать себе в категориях не первой необходимости»,— говорится в исследовании Nielsen Россия.
По его данным, в России в 2016 году продажи газированных напитков, включая различные лимонады и напитки типа колы, снизились на 4,3%, годом ранее они стагнировали на уровне –0,8% в натуральном выражении. Продажи соков также ускорили падение: в 2016 году снизились на 8%, в 2015-м — на 6,8%.
Текущая ситуация на рынке, очевидно, не внушает доверия российским управленцам PepsiCo, согласен аналитик «Алор брокер» Кирилл Яковенко.
Он напомнил, что в 2014 году Coca-Cola свернула предприятие по производству сока «Нидан» в Новосибирске, а в 2015 году PepsiCo продала московскому «Аквалайфу» завод по производству бутилированной воды и прохладительных напитков «Соболь аква» в Новосибирске.
«Видимо, затраты на содержание бердского объекта, его реабилитацию и перспективы для продвижения на рынок оказались непривлекательными для PepsiCo»,— считает эксперт.
Директор и владелец компании по производству минеральной воды и сладких газированных напитков «Карачинский источник» Владимир Хританков сообщил, что готов рассмотреть предложение о покупке завода PepsiCo в Бердске: «Нам такое предложение пока не поступало. Но мы готовы его рассмотреть. Необходимо понять состояние актива, его стоимость».
По оценкам аналитиков, областным властям и PepsiCo будет непросто найти покупателя на этот актив без существенного дисконта.
«Завод может быть интересен производителям напитков и чипсов, желающим увеличить свою долю рынка. Думаю, что стоимость завода в настоящей конъюнктуре может варьироваться в диапазоне 1,5–2 млрд руб.»,— считает управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков.
В текущих условиях этот недострой можно будет продать в лучшем случае за 400–600 млн руб., полагает директор филиала БКС Премьер Юлия Покаместова.
«Однако даже эта цена для многих окажется завышенной, поскольку данный проект строился под определенный профиль и не каждому потенциальному покупателю он подойдет»,— говорит она.