По данным газеты «РБК daily», рейтинговое агентство Moody’s беспокоит непрозрачность предстоящей сделки по покупке НМТП «Приморского торгового порта». Также аналитиков агентства беспокоит непрозрачность структуры собственности будущей объединенной портовой компании, ведь до сих пор не известны сумма сделки и способ расчета собственников компаний. В этой связи корпоративный рейтинг Ba1 НМТП внесен в список на пересмотр с возможным понижением.
В середине сентября было объявлено о том, что «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) собирается приобрести 100% Приморского торгового порта. По условиям сделки взамен этого основные акционеры НМТП Александр Пономаренко, Александр Скоробогатько и Аркадий Ротенберг продают контрольный пакет акций порта «Транснефти» и «Сумме Капитал» — собственникам Приморского порта. В результате сделки должен появиться крупнейший в России оператор по перевалке нефти.
Среди факторов, которые могут повлиять на пересмотр рейтинга НМТП, — решение правительства исключить порт из списка государственных стратегических активов, а также возможность продажи госпакета в НМТП. Правительство РФ планирует продать 20% акций порта единым лотом до конца 2010 года.
Аналитики рейтингового агентства обращают внимание и на то, что долговые бумаги НМТП содержат ковенанту, вступающую в силу при смене собственника. Соответственно, если намерение о покупке «Приморского торгового порта» получит материальное воплощение, НМТП необходимо будет заручиться поддержкой держателей бумаг или выкупить их.
В Moody’s также указывают на объем долга, который НМТП придется принять на себя в связи с поглощением «Приморского порта». Дальнейшая судьба кредитного рейтинга НМТП прояснится только после того, как станут известны финансовые условия запланированной сделки, поясняют в Moody’s.
Группа «Новороссийский морской торговый порт» является крупнейшим российским портовым оператором. Акции НМТП котируются на российских биржах РТС и ММВБ (тиккер NMTP), а также на Лондонской фондовой бирже в форме глобальных депозитарных расписок (тиккер NCSP). Грузооборот Группы «НМТП» в 2009 г. составил 86,5 млн тонн. Консолидированная выручка Группы за 2009 год по МСФО составила $675,1 млн, чистая прибыль – $252,2 млн. Группа «НМТП» объединяет следующие стивидорные компании: ОАО «Новороссийский морской торговый порт», ОАО «Новороссийский зерновой терминал», ОАО «Новороссийский судоремонтный завод», ОАО «Флот НМТП», ОАО «Новорослесэкспорт», ОАО «ИПП» и ООО «Балтийская стивидорная компания».
ООО «Приморский торговый порт» (Ленинградская область) - крупнейшая стивидорная компания на Северо-Западе РФ, оказывающая с 1 июля 2005 г. погрузочно-разгрузочные услуги более чем 50 российским нефтяным компаниям при перевалке экспортной сырой нефти через порт Приморск, получаемой по Балтийской трубопроводной системе, эксплуатируя современный комплекс сооружений и оборудования. Объем перевалки нефти за 2009 г. составил 74 млн 895,2 тыс. тонн.
Аналитик агентства «Инвесткафе» Георгий Воронков оценивает стоимость предстоящей сделки в $500 млн.
Сергей Гончаров из НБ «Траст», в противоположность аналитикам агентства Moody’s, говорит, что у порта пока есть определенный запас прочности. «Сумма долга НМТП порядка $450 млн., $300 млн из которых приходится на евробонды. Это не критичная долговая нагрузка. Инвесторам это дает повод задуматься, но кредитное качество НМТП не должно пострадать сильно», — говорит эксперт.