По данным газеты «Коммерсант», основные акционеры Evraz реорганизовали структуру владения компанией: они перевели свои доли в ней с кипрской Lanebrook Ltd, владевшей 62,74% акций, непосредственно на подконтрольные бизнесменам структуры.
Как сообщила Evraz 4 сентября 2018 года, теперь Роман Абрамович косвенно контролирует 30,52% Evraz через Greenleas International Holdings Ltd с БВО, Александр Абрамов и Александр Фролов — 20,92% и 10,45% соответственно через кипрскую Crosland Global Ltd, а Евгений Швидлер — 2,97%.
В Evraz заявили, что замена компаний ключевых акционеров «носит технический характер, не изменяет доли бенефициаров и не отразится на управлении».
Но большинство источников в отрасли и собеседники, знакомые с ситуацией, говорят, что это связано с опасениями акционеров Evraz относительно новой волны санкций США. Они могут последовать, если Вашингтон заявит о вмешательстве РФ в ноябрьские выборы Конгресса.
Господа Абрамович, Абрамов и Фролов в январе вошли в «кремлевский доклад» Минфина США. В апреле под санкции США попали Олег Дерипаска и Виктор Вексельберг с их основными компаниями и Сулейман Керимов. Источники не раз отмечали, что санкции против «очевидно прозападного» Виктора Вексельберга демонстрируют жесткий подход к бизнесу РФ в целом.
У Evraz есть подразделение Evraz North America c заводами в США и Канаде, в 2017 году оно принесло 17% выручки, а в целом на зарубежные рынки пришлось 60% из $10,8 млрд. выручки. Лица под санкциями США не могут совершать расчеты в долларах, есть риски «вторичных санкций» и для их контрагентов.
Ряд собеседников полагает, что санкций опасается прежде всего Роман Абрамович, который в мае столкнулся с визовыми проблемами в Великобритании. Формально санкции США касаются компаний, в которых подсанкционное лицо владеет 50% и выше.
Господин Абрамович — крупнейший акционер Evraz, но в Lanebrook ему через Greenleas принадлежало 45,26%, и неясно, мог ли он контролировать ее по договоренностям с партнерами. В Evraz, Millhouse Романа Абрамовича и Invest AG Александра Абрамова и Александра Фролова тему санкций не комментируют.
Но Evraz реорганизация активов господина Абрамовича не ограничилась. Как следует из кипрского реестра, 17 августа 2018 года Protonius Investments Ltd, представляющая интересы бизнесмена, продала 0,05% в Crispian Investments Ltd из своего пакета в 50% заместителю гендиректора Millhouse Давиду Давидовичу (не был в «кремлевском докладе»).
Crispian вместе с аффилированными структурами до весны 2018 года владела 6,37% «Норникеля» (2,1% были проданы «Интерросу» Владимира Потанина, но сделка развернута Высоким судом Лондона, что подтвердил источник в «Интерросе»).
На 4 сентября 2018 года 6,37% ГМК стоили по рынку свыше $1,66 млрд. Господин Давидович в показаниях суду в мае указывал, что Crispian в равных долях принадлежит господам Абрамовичу и Абрамову. Интересы Александра Абрамова, по реестру Кипра, представляет Prela Assets Ltd с БВО, ее доля не изменилась.
В «Интерросе», «Русале», Millhouse и Invest AG не комментируют, вправе ли Crispian менять состав владельцев по соглашению акционеров ГМК. Источники, близкие к «Русалу» и «Интерросу», говорят, что компании не имеют отношения к акционерной структуре Crispian. Но по соглашению за соблюдение договоренностей отвечают и бенефициары участников.
Олег Петропавловский из БКС полагает, что если санкции США затронут всех ключевых акционеров Evraz, то они смогут снизить совокупную долю ниже 50%, продав 12–13% или передав в траст с разрешения США. Господа Вексельберг и Дерипаска также на фоне санкций снижают участие в подконтрольных компаниях.
Партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич говорит, что то, каким образом реструктурировалось владение активами Романа Абрамовича, говорит о попытке избежать санкций на основании правила о владении 50%.
«Но Минфин США может творчески подходить к вопросам о том, кто попадет в черный список и действительно ли имеется контроль»,— добавляет юрист.
Партнер Nektorov, Saveliev & Partners Илья Рачков также считает, что снижение доли в Crispian ниже 50% может быть связано с санкционными рисками.