По данным газеты «Коммерсант», высокий суд Лондона 8 марта 2018 года утвердил соглашение «Русала» Олега Дерипаски с компанией Crispian Investments Романа Абрамовича и Александра Абрамова и компанией Whiteleave Holdings, входящую в группу «Интеррос» Владимира Потанина, относительно условий продажи Crispian пакета акций «Норникеля».
Напомним, что «Русал» с 16 февраля 2018 оспаривает сделку по продаже принадлежащих Crispian 3,99% «Норникеля» за $1,47 млрд. компании Bonico Holdings, дочерней структуре Whiteleave, заявляя о нарушении соглашения мажоритарных акционеров ГМК. «Русалу» принадлежит 27,8% «Норникеля», «Интерросу» — 30,47%, Crispian — 6,3%.
Как рассказали источники, знакомые с ситуацией, стороны договорились, что «Русал» и Whiteleave, воспользовавшиеся правом преимущественного выкупа после обязательной по соглашению акционеров оферты от Crispian, приобретут у нее чуть менее 4% акций «Норникеля» пропорционально своим долям в ГМК.
Таким образом, пакет «Русала» в «Норникеле» должен вырасти до 29,7%, «Интерроса» — до 32,5%. Но по соглашению сторон сделка может быть развернута, если суд признает, что оферта от Bonico нарушала соглашение акционеров ГМК. Следующее заседание суда намечено на май. В «Интерросе» выразили удовлетворение решением суда и подтвердили, что собираются закрыть сделку по приобретению акций «Норникеля» у Crispian pro rata в конце марта 2018 года.
На заседании 27 февраля представители компаний заявляли, что Whiteleave ранее договорилась с Crispian о переносе закрытия сделки на 28 февраля с 16 февраля 2018 года, но из-за судебного запрета Crispian на отчуждение акций это было невозможным, поэтому обсуждался перенос сделки на срок до пяти рабочих дней после следующих слушаний, то есть тех, что прошли 8 марта.
Тогда же юрист, представляющий «Русал», попросил у суда возможности «отыграть назад» сделку между сторонами. Представитель Crispian оценивал убытки от срыва сделки в диапазоне от $271 до $821 млн.
Напомним, что член совета директоров «Русала» и гендиректор En+ Group господина Дерипаски (владеет 48,13% «Русала») Максим Соков считает, что исходную оферту на выкуп акций ГМК Crispian должна делать «добросовестная третья сторона» — не аффилированный с мажоритариями «Норникеля» игрок, который может стать новым арбитром вместо господина Абрамовича (он выполняет эту роль с декабря 2012 года).
А член правления «Интерроса» Алексей Башкиров ранее заявлял суду, что в соглашении нет ограничений на покупку акционерами бумаг друг у друга напрямую или через аффилированные структуры.
По его мнению, иск «Русала» призван воспрепятствовать покупке бумаг ГМК Владимиром Потаниным и вызван разногласиями по обсуждающимся изменениям в соглашении акционеров. Это, среди прочего, разногласия по дивидендам «Норникеля», размеру и объектам капвложений и другим принципам партнерства «Интерроса» и «Русала» в ГМК.
Потенциальный выход Романа Абрамовича из акционеров «Норникеля» стал поводом для третьего крупного конфликта мажоритарных акционеров ГМК, которые могут запустить «русскую рулетку», или «дуэль» — предусмотренный акционерным соглашением механизм выкупа пакетов друг друга.
По нему инициатор «дуэли» должен предложить партнеру выкупить его пакет с премией 20% к средневзвешенной цене акций ГМК за полгода. Вторая сторона, отказавшись продавать свой пакет, должна выкупить долю инициатора «дуэли» по цене предложения либо запросить за свои акции дороже.
После этого инициатор «дуэли» должен либо купить бумаги, либо продать свои. В случае отказа ему придется продать другой стороне 1,875% акций «Норникеля» за символический $1. «Дуэль», по соглашению акционеров, стала возможной с декабря 2017 года.
«Русал» планирует провести собрание акционеров, чтобы добиться выдачи годового мандата совету директоров на проведение «дуэли» с «Интерросом». Компания 23 февраля 2018 года заявила, что готова потратить на выкуп пакета «Интерроса» до $15,39 млрд., а продажа собственного пакета может принести ей от $10,62 млрд. до $14 млрд.
Финансирование планируется организовать за счет долговых и акционерных трансакций, детали не раскрываются. При этом господин Соков уточнял, что сделка может быть структурирована таким образом, что оферта миноритариям «Норникеля» (37,6%) не потребуется.