«Ростелеком» и его крупнейший совладелец Росимущество (43,07% уставного капитала и 46,99% голосующих акций) обсуждают заключение акционерного соглашения, рассказали «Ведомостям» два человека, участвующих в этих переговорах: менеджер, близкий к «Ростелекому», и федеральный чиновник.
Эти переговоры активизировались в связи с тем, что «Ростелекому» нужно срочно решить, как быть со своими казначейскими бумагами — 6,14% обыкновенных и 13,7% привилегированных акций, которые он должен либо продать, либо погасить в ближайшее время.
По словам обоих собеседников «Ведомостей», Росимущество не возражает против того, чтобы «Ростелеком» передал этот пакет собственной 100%-ной «дочке» — компании «Мобител», уже владеющей 13,99% обыкновенных и 26,57% привилегированных акций «Ростелекома», — тогда казначейский пакет сохранится под контролем самого оператора.
Но взамен ведомство настаивает на заключении с «Ростелекомом» акционерного соглашения наподобие того, которое ранее заключило еще с одним акционером оператора — ВЭБом (4,13% обыкновенных акций). Это соглашение, по словам собеседников «Ведомостей», должно гарантировать, что пакет, который образуется на балансе дочерней компании «Ростелекома», не будет продан без ведома государства.
В феврале исполняется год с того момента, как «Ростелеком» выкупил собственные бумаги у акционеров, не согласных с выделением из него мобильных активов (были объединены в компанию «РТ-мобайл»).
По закону «Об акционерных обществах» казначейские акции не дают права голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. Но не позднее чем через год после их приобретения они должны быть либо проданы по цене не ниже рыночной, либо погашены по решению общего собрания акционеров.
Решать судьбу казначейских бумаг совет директоров «Ростелекома» будет в начале марта 2015 г., рассказывают собеседники «Ведомостей». Сначала, по словам сотрудников «Ростелекома», его менеджмент рассматривал два очевидных варианта — погашение бумаг и передачу их дочернему «Мобителу».
Но, просчитав последствия погашения, руководство «Ростелекома» пришло к выводу, что целесообразнее второй вариант, и предложило его Росимуществу. Об этом менеджмент «Ростелекома» рассказывал на встрече с аналитиками инвестбанков в декабре 2014 г.
«Мобител» уже сейчас второй по размеру пакета акционер «Ростелекома». Если он получит от оператора еще и его казначейские бумаги, то станет контролировать 20,13% обыкновенных и 40,27% привилегированных акций. Если же Росимущество и «Мобител» заключат акционерное соглашение, то государство получит право распоряжаться 71,25%-ным пакетом.
В апреле прошлого года Росимущество договорилось об акционерном взаимодействии с ВЭБом и заключило с ним соглашение — благодаря этому в прямом и косвенном распоряжении ведомства оказалось 51,12% голосующих акций «Ростелекома».
Согласно условиям соглашения с ВЭБом тот обязан голосовать на собраниях акционеров определенным образом, если получает от Росимущества письменные указания. Заключить аналогичное соглашение было бы полезно и «в отношении управления и распоряжения» казначейскими акциями компании — между государством, ВЭБом и самим «Ростелекомом», писала руководитель Росимущества Ольга Дергунова еще в ноябре 2013 г. вице-премьеру Аркадию Дворковичу.
Голосовать по указанию государства могут обязать и представителей «Мобитела», знают человек, близкий к совету директоров «Ростелекома», и федеральный чиновник, это тоже должно быть прописано в новом соглашении.
Контроль над большим пакетом «Ростелекома» может пригодиться Росимуществу, например, в случае приватизации, рассуждает аналитик ФК «Открытие капитал» Александр Венгранович. Приватизация «Ростелекома» планировалась еще на 2014 г., но была отложена на неопределенный срок.
Представители Росимущества предупреждали, что она может не состояться и в 2015 г. В самом крайнем случае — если экономическая ситуация в стране усугубится и возникнут проблемы с рефинансированием компании — «Мобител» может продать пакет государству и таким образом получить дополнительные деньги, не исключает Венгранович.
Согласно уставу «Ростелекома» его акционеры тремя четвертями голосов могут вносить изменения в устав компании, а также принимать решения о выпуске дополнительных бумаг.
Представитель «Ростелекома» Кира Кирюхина отказалась комментировать информацию о переговорах по поводу акционерного соглашения с Росимуществом, напомнив лишь, что вопрос о казначейских бумагах относится к компетенции совета директоров.
Международные стандарты корпоративного управления однозначно рекомендуют, чтобы квазиказначейские акции не принимали участия в голосовании — об этом же свидетельствует новый корпоративный кодекс ЦБ, замечает исполнительный директор Ассоциации профессиональных инвесторов Александр Шевчук.