Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'24
85
10 223
II кв.'24
98
2 943
I кв.'24
82
7 995

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ЗПИФ Консорциум.ПервыйЯндекс
5 015
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 572,36  (-24,53%)
808,58  (-7,71%)
5 916,98  (+23,36%)
97 415,77  (+2 967,13%)
3 291,51  (+211,64%)
73,31  (+0,01%)
Источник Investfunds
  • Главная
  • Новости
  • «Роснефть» может приобрести крупнейшего в Санкт-Петербурге независимого топливного…

«Роснефть» может приобрести крупнейшего в Санкт-Петербурге независимого топливного оператора

13.06.2019, Mergers.ru
По данным газеты «Коммерсант», «Роснефть» в ближайшие несколько месяцев может приобрести четыре компании холдинга ПТК — ООО «Петербургская топливная компания» (ООО «ПТК»), ООО «ПТК-Терминал», ООО «Гатчинская нефтяная компания» и ООО «Транс-Тайм». Об этом рассказал “Ъ” источник на рынке и подтвердил собеседник, близкий к руководству ПТК.

Суммарно ПТК управляет 142 АЗС в Петербурге, Ленобласти, Новгороде, Пскове, Твери, а также в Мурманской области и в Карелии. ООО «ПТК», по словам собеседника “Ъ”, арендует АЗС у дочерних компаний холдинга, которые также входят в сделку. «Роснефти» может перейти ООО «Транс-Тайм», владеющее бензовозами, и две нефтебазы — в Ручьях (Санкт-Петербург) и Чудово (Новгородская область).

По данным Нефтяного клуба Санкт-Петербурга, доля АЗС ПТК на рынке города составляет около 17% (по численности заправок). Большая доля только у ЛУКОЙЛа — 24%, у «Роснефти» (включая бренды ТНК и BP) — 10%.

Таким образом, получив ПТК, «Роснефть» может стать крупнейшей сетью АЗС в городе с долей 27%. Сделка существенна даже в контексте всего розничного бизнеса «Роснефти» и может увеличить число ее АЗС в России почти на 5%, до 3,1 тыс. штук.

В холдинг ПТК также входит ООО «Петербургская транспортная компания», один из трех крупнейших частных пассажирских перевозчиков города. Она может остаться за нынешними владельцами холдинга — супругами Андреем и Ольгой Голубевыми, среди активов которых также Петербургский городской банк, обслуживающий в основном интересы ПТК, и галерея бутиков Grand Palace на Невском проспекте.

ПТК была создана в 1994 года с подачи мэра Петербурга Анатолия Собчака в противовес вертикально интегрированным нефтяным компаниям, в частности «Сургутнефтегазу», который активно развивался в Петербурге.

Акционерами ПТК стали около 20 петербургских компаний, в том числе «Морской порт Санкт-Петербург», где начинали свою карьеру, в частности, Алексей Миллер и Александр Дюков, и банк «Россия» Юрия Ковальчука.

Собеседники “Ъ” на топливном рынке Петербурга связывают ПТК с предпринимателем Владимиром Барсуковым (Кумариным), который считается лидером тамбовской преступной группировки. Он с 1998 по 2002 год официально занимал должность вице-президента ПТК.

Сейчас бизнесмен сидит в тюрьме, в апреле ему предъявили новое обвинение в организации убийства депутата Госдумы Галины Старовойтовой, совершенного в ноябре 1998 года.

ПТК с 2004 года руководит бывший вице-губернатор Петербурга Юрий Антонов. В период его работы в Смольном (1997–2002 годы) администрация продала принадлежащие городу 14,5% акций ПТК, так как реально влиять на политику компании с таким небольшим пакетом невозможно, объясняли чиновники. Сам господин Антонов в 2007 году отрицал связь ПТК с бизнесменом Барсуковым.

Хотя слухи о возможной продаже ПТК ходят давно, сейчас к сделке могло подтолкнуть сложное положение независимых АЗС на рынке. За 2018 год цены на бензин вдвое превысили инфляцию. На фоне этого независимые АЗС, которые вынуждены устанавливать более высокие цены, чем заправки крупных нефтяных компаний, начали терять клиентов.

В августе 2018 года президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин говорил “Ъ”, что из-за скачка цен на топливо от независимых АЗС в Санкт-Петербурге ушло до 40% потребителей, поскольку на заправках нефтяных компаний стоимость топлива была на 1,5–3,5 руб. ниже. В этом году разница в стоимости сократилась из-за решений правительства по стабилизации цен, признает господин Ашихмин.

При этом Российский топливный союз в конце мая жаловался вице-премьеру Дмитрию Козаку, что рентабельность продаж топлива на АЗС снова становится отрицательной.

 

Комментарий

Аналитики, опрошенные “Ъ”, затрудняются однозначно оценить стоимость топливного бизнеса ПТК и возможную сумму сделки. По словам источника “Ъ” на топливном рынке, сделка может составить около 35–40 млрд. руб. В 2014 года ЛУКОЙЛ продал 240 АЗС на Украине вдвое дешевле, примерно за $300 млн.

По мнению директора экспертной группы Veta Дмитрия Жарского, может быть выплачена премия за большую долю рынка, но, если инициатива сделки исходит от «Роснефти», та могла добиться выгодных условий в текущих рыночных реалиях.

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст