По данным газет «Ведомости» и «Коммерсант», китайская компания China Energy Company Limited (CEFC) получила возможность купить у «Роснефти» долю в розничном бизнесе, когда и если тот будет выделен в отдельную холдинговую структуру, а также будет продаваться, следует из сообщения российской компании.
Какую долю сможет китайская компания купить и за какую сумму, в сообщении не указывается, а представитель «Роснефти» это комментировать отказался.
Соглашение по сути рамочное, предусматривает сотрудничество в области разведки и добычи, нефтепереработке и нефтехимии. Стороны договорились рассмотреть возможность создания на территории России вертикально-интегрированного совместного предприятия для реализации проектов в нефтегазовой отрасли, а также совместного инвестиционного фонда.
Сумму фонда, а также сроки его создания стороны не указывают. Собеседник близкий к китайской стороне подтверждает достигнутые договоренности, однако отмечает, что конкретных параметров нет. Об опционе на покупку доли в розничном бизнесе речи пока не шло, но возможность такая есть.
22 июня 2017 года стало известно, что до конца 2017 г. «Роснефть» разработает новую стратегию, которой будет придерживаться до 2022 г. Стратегия позволит увеличить капитализацию «Роснефти» на 25–30%, прирост добычи нефти составит до 30 млн т (13%, в 2016 г. компания добыла 210 млн т сырья).
Один из пунктов стратегии – переход на холдинговую структуру владения и управления. Пилотным проектом станет розничный бизнес, сказал Сечин. До конца года он будет выделен в отдельную структуру, а «Роснефть» делегирует ему часть стратегических и управленческих решений, пояснили три человека, близких к «Роснефти».
Двое из них отметили, что компания рассматривает возможность привлечения партнера в капитал холдинговых структур, однако нацелена на то, чтобы всегда сохранять за собой контроль в них. Такое отношение применимо и к розничному бизнесу «Роснефти», знает еще один человек.
Источник в «Роснефти» сообщал ранее, что «пилот» по выделению «Роснефть-розница» в отдельную холдинговую структуру может завершиться сделкой в 2018 г. По его словам, выделение бизнеса позволит создать дополнительную акционерную стоимость, при этом сделка с CEFC может произойти не раньше 2018 года.
Однако, сеть АЗС даже после состоявшейся потенциальной сделки останется бизнесом, связанным с «Роснефтью»: компания предполагает остаться якорным поставщиком топлива, зарабатывать оптовую маржу на долгосрочных контрактах, а также получать доход в виде дивидендов на оставшуюся долю акций.
Если эксперимент с сетями АЗС будет удачным, то позже в холдинг будут выделены «хвостовые» добычные активы и сервисный бизнес, добавлял источник в компании.
У «Роснефти» крупнейшая сеть АЗС в России – 2 897 (включая арендованные). У компании также 143 нефтебазы общей емкостью 2,5 млн. куб. м, около 1100 бензовозов. В прошлом году «Роснефть» в розницу продала 10,9 млн. т (с учетом «Башнефти»). Реализация нефтепродуктов на одной АЗС составила в среднем 11,5 т в сутки.
Выручка от розничной продажи нефтепродуктов составила в 2016 г. 418 млрд. руб. От реализации вспомогательных услуг компания заработала еще 75 млрд. руб.
Скорее всего, доход заправок «Роснефти» за прошлый год мог суммарно составить до 500 млрд. руб., предполагает управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев.
Рентабельность заправочного бизнеса низкая по сравнению с добычей нефти, отмечает он, около 10% в 2016 г. В среднем по России АЗС может стоить около $1 млн., или $2,9 млрд. на всю сеть, рассуждает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.
В итоге розничный бизнес можно оценить в $2–4 млрд. без учета долга и при условии, что чистая прибыль сегмента – 49,3 млрд. руб. в год, подсчитал Вахрамеев.
Источник, близкий к «Роснефти», считает, что мультипликатор для розничной сети компании может быть выше мультипликатора компании (сейчас это 5 х), а значит, и оценка бизнеса выше.
Аналитик БКС Кирилл Таченников более оптимистичен, он оценивает розничный бизнес компании в $4–5 млрд. и говорит, что стоимость актива может увеличиться, в случае если улучшится эффективность бизнеса. Соответственно, 49% розничного бизнеса может стоить $1–2,5 млрд. с учетом фактора его непубличности.
«Рассматривая вопрос о выделении «Роснефть-розницы», мы говорим не о прибыли, а прежде всего о создании дополнительной акционерной стоимости, – утверждает источник, близкий к «Роснефти». – Здесь речь идет о многих миллиардах долларов».
По плану розничный бизнес будет связан с основным – например, якорным поставщиком топлива будет «Роснефть».
CEFC никогда не играла заметной роли в российской нефтяной отрасли, но инвестировала в доли в нефтегазовых проектах в Казахстане, Чаде и ОАЭ, сама же «Роснефть» привлекала в партнерство в основном госкомпании КНР.
На сайте CEFC указано, что она владеет более 1 тыс. АЗС, в том числе во Франции, Испании и Румынии, а также имеет собственные нефтяные терминалы.
Весной с руководством CEFC встречался советник президента РФ Сергей Глазьев, а уже в июне глава «Роснефти» Игорь Сечин договорился с основателем и главой совета директоров CEFC Е Цзяньминем подумать над совместными проектами.
Еще в 2015 году «Газпром нефть» рассматривала CEFC в качестве партнера в Чонском проекте, но сделка не была заключена, а сама нефтекомпания перенесла ввод месторождений с 2020 на 2021 год.
Нефтяники стабильно жалуются на ухудшение рентабельности розничного бизнеса из-за «налогового маневра», роста акцизов и снижения спроса, поскольку при этом они не могут компенсировать потери маржи через рост цены, опасаясь предупреждений от ФАС.
В частности, весной продать треть своих АЗС (около 760 штук) грозился ЛУКОЙЛ, однако, по словам главы компании Вагита Алекперова, в итоге предложение было отвергнуто.
«Если взять первый квартал, который был для нас самым тяжелым, то маржа дизельного топлива в рознице упала на 90%, бензинов — на 40%. То есть в прошлом году в первом квартале у нас была розничная маржа дизеля 10%, в текущем — 1%»,— заявлял директор по региональным продажам «Газпром нефти» Александр Крылов.
«Роснефть» на падение маржи АЗС публично не жаловалась.
По мнению Александра Корнилова из «Атона», «Роснефть» ищет компетентного партнера в развитии розницы, который поможет создать дополнительную стоимость в этом сегменте, желательно с международным опытом. Однако стоит признать, что добычной бизнес намного более прибылен, заключает господин Корнилов.
Розничный бизнес приносит около $500 млн EBITDA, у «Роснефти» достаточно высокая доля рынка, этим и объясняется интерес китайцев, считает Кирилл Таченников из БКС. По его мнению, с помощью средств от продажи «Роснефть» могла бы снизить долговую нагрузку, но несущественно.