Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
87
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 931,73  (-33,93%)
1 152,94  (-9,83%)
6 411,37  (-37,77%)
112 865,73  (-587,16%)
4 141,62  (-12,87%)
65,79  (-0,81%)
Источник Investfunds

«Роснефть» не будет продаваться на рынке

04.07.2016, Mergers.ru
По данным газеты «Ведомости», госпакет в 19,5% «Роснефти» должен быть продан в этом году – таков план правительства. Консультант приватизационной сделки, банк Intesa Sanpaolo, уже подготовил предложения о способе продажи, сообщало Минэкономразвития.

Консультант рекомендует продать пакет стратегическим инвесторам и не размещать на публичном рынке, рассказали три федеральных чиновника, познакомившихся с предложением банка.

Рынок не освоит такой объем, передает один из чиновников объяснение консультанта, и даже маленький пакет не стоит размещать. «Если рынок будет плох, это создаст только негативный бенчмарк для оценки при продаже оставшегося пакета компании», – говорит другой чиновник.

Конкретных покупателей консультант пока не предлагал, знают государственные чиновники, близкие к предполагаемой сделке. Один из них считает, что вопрос, кому вообще продавать – иностранным или российским инвесторам, – решаемый; другой чиновник утверждает: есть интерес у китайцев и индийцев. Стратег, по его словам, должен будет заплатить премию, ее размер – вопрос дискуссии.

В правительстве в конце июня 2016 года прошло совещание о приватизации «Роснефти», в июле должен выйти проект директивы правительства, а до 1 сентября Intesa Sanpaolo должен будет представить конкретные способы продажи и список покупателей, говорят три чиновника.

На продажу «Роснефти» сделана ставка: в бюджет должно поступить 680 млрд руб. Без них бюджетный дефицит удержать в пределах 3% ВВП вряд ли удастся.

Продать весь пакет стратегу предлагал помощник президента Андрей Белоусов в начале года: так можно получить премию. Вывести часть пакета (до 4%) на рынок хотела бывшая руководительница Росимущества Ольга Дергунова: приватизация была бы прозрачней. Президент «Роснефти» Игорь Сечин против: ситуация нестабильна, цены волатильны, продажа на рынке может сорваться.

Наопмним, что ранее стало известно о том, что Россия намеревается продать 19,5% «Роснефти» китайским и индийским компаниям за $11 млрд, это должна быть сделка именно с двумя государствами.

Об интересе к приватизации пакета уже заявляла CNPC. Министр экономического развития Алексей Улюкаев говорил об интересе к «Роснефти» инвесторов и из других стран.

Комментарий

4%-ный пакет продать можно, к примеру, с 15%-ным дисконтом – вряд ли у инвесторов сейчас есть большое желание набирать «Роснефть» в портфель, считает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук.

Крупнейшие мировые инвестфонды заняли выжидательную позицию, сидят на мешках с деньгами, к ним очереди, сетует топ-менеджер другой приватизируемой компании. Это только кажется, будто продажа на рынке – это диверсификация инвесторов, говорит федеральный чиновник: такое работает лишь в теории.

Аналитик GL Asset Management Сергей Вахрамеев считает, что размещение небольшого пакета «Роснефти» на рынке в любом случае не помешало бы.

Роснефть», конечно, входит в индекс MSCI, но как раз из-за того, что в свободном обращении у нее очень мало акций (всего 10%), вес в этом индексе у нее незначительный, указывает аналитик, – всего 4,03%, вес «Лук­ойла» – 14,4% при меньшей капитализации, у «Новатэка» – 6,6%, даже у «Татнефти» – 4,7%, а у «Газпрома» – вообще 19%.

Размещение какого-то пакета могло бы увеличить количество акций в свободном обращении, повысить вес бумаги и привлечь больше денег инвестфондов всего мира, объясняет Вахрамеев. Но, конечно, будут потери: дисконт составит 5–10% в зависимости от конъюнктуры, от цены на нефть, заключает Вахрамеев.

Все дело в качестве бумаги, говорил топ-менеджер биржи: рынок очень ждет «Башнефть» и «Алросу», а «Роснефть» – нет, особенно если ее приватизация совпадет по времени с приватизацией другого нефтяного актива.

Можно продать с премией – тем же индийским или китайским инвесторам, солидарны аналитики.

Китайцы понимают, что за существенный пакет можно заплатить премию, а покупка долей в Ванкорском месторождении и другие сделки подтверждают желание китайцев пробраться в российский нефтяной сектор, уверен Вахрамеев.

Но если цель – продать в этот же год, у китайских инвесторов будет сильная позиция как у покупателей, предупреждает Полищук.