В среду - 18 февраля 2015 года, Канада расширила санкции против России, включив в список 17 компаний и 37 граждан России и Украины, сказано на сайте премьера Канады Стивена Харпера. На них наложены экономические санкции, а физическим лицам также запрещен въезд в Канаду.
Под санкции попала и «Роснефть. Против нее уже действуют санкции США и ЕС. Президенту «Роснефти» Игорю Сечину запрещен въезд в США, а его активы на территории страны, если такие есть, заморожены.
Впервые Канада ввела санкции против России в марте 2014 г. В декабре были приняты секторальные санкции, которые запрещают ввоз оборудования для работ в российской части Арктики, на глубоководном шельфе и освоения месторождений с трудноизвлекаемой нефтью, а также оказание услуг для этих проектов.
У «Роснефти» есть проект в Канаде. В августе 2012 г. она (через «дочку» RN Cardium Oil Inc) купила у ExxonMobil 30% долей в проекте по разработке 108 участков трудноизвлекаемых запасов нефти пласта Кардиум в провинции Альберта. «Роснефть» раскрывала, что сумма сделки — 2 млрд руб. Проект — на начальной стадии.
В 2013 г. построена и введена в эксплуатацию 31 скважина, сообщала компания в годовом отчете. В 2013 г. доля «Роснефти» в добыче была 39 000 т нефти и 12,9 млн куб. м попутного нефтяного газа.
Кардиум — вторая наиболее богатая нефтеносная зона в Канаде после Виллистон Баккена, указано на сайте «Роснефти»: «Компания имеет возможность на практике ознакомиться с особенностью разработки и добычи трудноизвлекаемых запасов и применить полученные знания и накопленный опыт при освоении аналогичных месторождений нефти в России на лицензионных участках компании (ачимовские, баженовские отложения, тюменская свита в Западной Сибири и проч.)».
«Проект малоинтересен с точки зрения коммерции, а при настоящем уровне цен на нефть это просто катастрофа [для канадской стороны]. Канада сублимирует», — заявил вчера пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев «Русской службе новостей».
По его словам, в Канаде отрасль находится в предсмертном состоянии: «Это была санкция против покойника — я не имею в виду “Роснефть”, я имею в виду канадскую нефтедобычу». По данным ВР, в 2013 г. в Канаде было добыто 192 млн т жидких углеводородов (+6% к 2012 г.).
В отношении проекта «Кардиум» последствия санкций могут быть любыми, говорит управляющий партнер юридической компании Art de Lex Дмитрий Магоня. С одной стороны, санкции не имеют ретроспективного характера (проект начат задолго до санкций в 2012 г.) и формально вывести проект из правового поля вроде бы не должны, говорит он.
Но с другой стороны, санкции как институт характеризуются слабой правовой определенностью, так как зависят от политической конъюнктуры. «В любом случае проект “Кардиум” в зоне риска», — заключает Магоня. Этот проект был важен «Роснефти» с точки зрения получения и отработки опыта, коммерческий интерес не был на первом месте, говорит директор Small Letters Виталий Крюков.