18.12.2006,
Ведомости
Ведущие западные инвестиционные банки столкнулись с трудностями, которые не встречались им во время предыдущих выходов экономики из стагнации. После скандала с конфликтом интересов аналитики инвестбанков больше не могут рекламировать компании и сделки клиентам инвестбанковских подразделений и инвесторам. Банкам в спину дышат независимые аналитические компании, а их клиентам в условиях возросшей конкуренции открывается целый спектр новых услуг по сниженным ценам.
В 2003 г. прибыль инвестиционно-банковского подразделения Goldman Sachs до уплаты налогов упала более чем на 25% до $207 млн; комиссионные Morgan Stanley от консультирования по сделкам слияния и поглощения снизились с $961 млн в 2002 г. до $662 млн в 2003г. В этом году доходы инвестбанков пока что растут более быстрыми темпами, чем в 2003 г., но конкуренция не ослабевает. Новые продукты быстро устаревают из-за резких колебаний и неопределенности на рынках в последние месяцы, или же их быстро копируют конкуренты.
Последние полгода происходит заметное падение стоимости инвестиционно-банковских услуг. По данным Thomson Financial, если в октябре 2003 г. средняя комиссия за организацию допэмиссии акций составляла 4,46% , то сейчас - 3,93%. За услуги на рынке IPO теперь взимается 6,9% вместо 7,15% в октябре.
В 1999 г. Конгресс США аннулировал действовавшее со времен Великой депрессии законодательство, запрещавшее коммерческим банкам оказывать инвестбанковские услуги, например, по организации IPO или консультированию при сделках слияния и поглощения. Крупные коммерческие банки стали быстро осваивать новый для них рынок, и в результате серии слияний появились такие гиганты, как Bank of America, Citigroup, J.P. Morgan Chase, потеснившие традиционные инвестбанки типа Morgan Stanley и Goldman Sachs. Они привлекают все больше корпоративных клиентов, предлагая им целый пакет финансовых и консалтинговых услуг.
Ощутимую конкуренцию инвестбанкам сегодня составляют мелкие финансовые консалтинговые компании, имеющие узкую специализацию. Массовые увольнения в крупных инвестбанках в последние годы спровоцировали рост числа так называемых инвестиционных бутиков.
Но инвестбанки не спешат сдавать позиции, предлагая клиентам более рискованные и дорогие продукты. Кроме того, они пытаются добиться расположения клиентов, предлагая им более дешевые кредиты и дополнительные услуги (организацию конференций, встречи топ-менеджеров с инвесторами).