Немецкая Bauer Media Group вышла из российского издательского бизнеса, рассказал “Коммерсанту” гендиректор Bauer Media Group в России Алексей Иванов. Это подтверждают данные «СПАРК-Интерфакс», согласно которым изменения произошли 3 июня.
Ранее, в 2015 году, после вступления в силу закона об ограничении иностранного капитала в СМИ, структуры немецкого медиахолдинга уже сократили долю в российском ООО «Бауэр Медиа Групп» до 20%. Остальные 80% тогда поровну поделили пять топ-менеджеров российского ИД. После ряда изменений этой долей владели исполнительный директор Муза Монамс, издатель Александр Иоффе, главный редактор журнала «Звезды и советы» Елена Прядко, заместитель гендиректора дистрибуторской компании ТДС Светлана Якушевич и главный редактор развлекательных изданий ИД Алишер Халилов.
В результате новой сделки 99,9% российской Bauer Media Group перешли к компании ООО «Эйм-Медиа» и ее структурам.
60% в этой компании владеет Алексей Иванов, а 40% — Муза Монамс (ей же принадлежат оставшиеся 0,1% компании). Сумму сделки Алексей Иванов не раскрыл, отметив, что источником стали «некредитные деньги». В немецкой Bauer Media Group не ответили на запрос, Александр Иоффе отказался от комментариев, с другими продавцами связаться не удалось. По словам Алексея Иванова, издательский дом будет переименован, но сможет использовать имя Bauer Media Group до 2021 года.
По данным отчета Роспечати за 2019 год, Bauer Media Group — крупнейший по аудитории ИД в России. Его бизнес в стране, по собственным данным, включает 86 изданий с продажами около 90 млн экземпляров в год с учетом спецвыпусков. Mediascope, по словам господина Иванова, оценивал совокупную аудиторию 16 основных изданий за первый квартал 2020 года в 9,2 млн человек. Выручка группы компаний по итогам 2019 года составила около 1 млрд руб., прибыль не раскрывается.
В апреле Bauer Media Group объявила об уходе из Новой Зеландии, назвав причиной падение рекламных доходов из-за пандемии. Группа не нашла покупателя на десять изданий, все они были закрыты, что привело к сокращению более 200 рабочих мест. Также медиахолдинг, по данным его сайта, ушел из Румынии.
По словам Алексея Иванова, в России бизнес компании в меньшей степени зависит от рекламы, на которую приходится 10–15% выручки, остальное составляют продажи тиражей.
«В апреле—мае доходы от рекламы упали на 50% и, судя по всему, восстанавливаться будут долго. Однако тиражи в регионах у нас уже практически на докризисном уровне, думаю, к концу года продажи составят около 80 млн экземпляров. Значительной поддержкой стало включение СМИ в список пострадавших отраслей. Мы рассчитываем на прибыль по итогам года»,— отметил он.
Оценить сумму сделки в текущей ситуации невозможно, но она точно была денежной, так как речь о прибыльном бизнесе, хотя, возможно, и с «длинной оплатой и серьезным дисконтом», рассуждает гендиректор «Аргументов и фактов», президент Союза предприятий печатной индустрии Руслан Новиков. Bauer Media Group давно сообщала о смене стратегии и начала продавать печатные активы в нескольких странах еще до пандемии и кризиса, напоминает он.
Причины ухода Bauer Media Group, вероятно, связаны с экономикой и долгосрочной стратегией, согласен президент ИД «Лев» Лев Елин. «Разговоры о том, что иностранные инвесторы теряют интерес к активам, не связанным с интернет-бизнесом, идут уже несколько лет. И дело даже не в размере доли: если прибыль есть, можно найти способ ее выводить»,— отмечает он. Политические риски также продолжают играть роль, добавляет один из собеседников “Ъ” на рынке, нет гарантий, что долю иностранцев в медиа в будущем не ограничат еще больше.