По данным газеты «Коммерсантъ», финская медиагруппа Sanoma продает весь дистрибуторский бизнес в России: покупателем московских сетей распространения прессы (стоимость — не более $10 млн) выступит германский холдинг Hubert Burda Media, а киоски в Ростове-на-Дону (около $2 млн) купит «Роспечать» Олега Дерипаски.
«Российский рынок оказался сложным» — объяснило руководство финской группы. Sanoma Trade планирует сосредоточиться на развитии киосков и магазинов в Финляндии, Румынии и странах Балтии.
Международное дистрибуторское подразделение группы Sanoma - Sanoma Trade договорилось о продаже своих московских и ростовских сетей дистрибуции. Московский бизнес будет продан компании «Эверест Дистрибьюшн» (принадлежит германскому медиахолдингу Hubert Burda Media, которое владеет также ЗАО «Издательский дом «Бурда», выпускающим журналы Burda, Chip, Playboy, «Лиза» и др.). В эту сделку войдут ООО «Р-Киоск» (сеть киосков), ООО «Пресс Пойнт Интернэшнл» (торговые точки в аэропортах), ООО «Эйч Ди Эс СНГ» (магазины в торговых центрах) и ООО «ТК Прессэкспо» (дистрибуция в супермаркетах). Ростовская сеть киосков «КП Розница» будет продана ОАО «Агентство «Роспечать» (контролируется «Раинко» Олега Дерипаски).
Sanoma зашла на российский рынок дистрибуции прессы в 2005 году, когда Rautakirja (прежнее название дистрибуторского подразделения группы) приобрела «Прессэкспо», поставляющую прессу в супермаркеты. В марте 2007 года Rautakirja создала совместное предприятие с российской «Пресс Сервис Групп» — «Р-Киоск» (получили 70% и 30% соответственно), которое должно было сосредоточиться на развитии в России мини-маркетов прессы. В августе того же года финская компания объявила о приобретении у французской Lagardere Services 100% «Пресс Пойнт Интернэшнл» и HDS CIS, развивавших магазины прессы InMedio, а также точки продаж в гостиницах и аэропортах. Наконец, в марте 2008 года была приобретена ростовская сеть «КП Розница», владевшая 89 киосками в Ростове-на-Дону и области.
Но постепенно бизнес разладился. «Пресс Сервис Групп» вышла из совместного предприятия с Sanoma Trade в начале этой весны, продав финской компании свои 30% бизнеса. Тогда российская сторона оказалась «не вполне довольна развитием» совместного проекта. Сейчас сеть «Р-Киоск» насчитывает всего 13 киосков в Москве, хотя в 2008-м их было более 100. Ростовская сеть к моменту продажи тоже сократилась — до 72 киосков. Sanoma была вынуждена сокращать количество точек продаж в связи с кризисом.
Sanoma (ранее SanomaWSOY) — финская медиагруппа, владеющая издательским, дистрибуторским бизнесом и телерадиокомпаниями в Европе. Выручка за 2009 год — ?2,77 млрд. В России также владеет издательским домом Independent Media Sanoma Magazines (журналы Cosmopolitan, Esquire, газета «Ведомости» и др.). Доля Sanoma Trade на московском рынке дистрибуции не превышает 3%.