Отечественный разработчик и производитель промышленных 3D-принтеров и собственного ПО для металлопорошковой печати Am.Tech привлек 250 млн рублей от фонда «Восход», рассказали Forbes в фонде и подтвердил представитель Am.Tech. Общий раунд инвестиций в компанию составит до 600 млн рублей, в нем также смогут принять участие индивидуальные инвесторы. Им предложено присоединиться к сделке с «Восходом» на инвестиционной платформе «Аврора», созданной фондом в 2025 году.
Привлеченные от фонда средства будут направлены на переход от стадии опытного производства собственных моделей к масштабированию поставок 3D-принтеров, полностью собранных в России. Для этого необходимы завершение локализации деталей, НИОКР и наращивание мощностей производственного центра.
Компания разработала и выпустила две модели промышленных 3D-принтеров: среднегабаритные машины АМТ-16 и АМТ-32. Они позволяют создавать металлические детали для двигателей и машиностроения, приборов в авиастроении и космонавтике, энергетике и медицине. Принтеры были разработаны на средства субсидии Минпромторга, полученной в 2023 году. В разработке находится следующая модель с камерой увеличенного размера, которая позволит печатать детали большего габарита и масштабировать объемы производства.
Оборудование компании предназначено для прототипирования и серийного производства. Для печати используются металлические порошки — никелевые, титановые, алюминиевые и другие. В число заказчиков Am.Tech уже входят крупнейшие российские промышленные холдинги и госкорпорации: «Ростех», «Росатом», «Норникель», НЛМК, «Сибур». Сейчас производственные мощности компании включают завод, исследовательские лаборатории и производственный центр, которые обеспечивают полный цикл производства оборудования внутри страны. На конец 2025 года компания планирует отгрузить девять промышленных 3D-принтеров.
По данным базы данных Rusprofile, 100% долей в юрлице Am.Tech ООО «НПО «3Д-Интеграция» принадлежит ООО «Ай 3Д группа», учредителем которой выступает Михаил Родин. Последние доступные данные НПО «3Д-Интеграция» датируются 2022 годом, выручка компании увеличилась с 30,2 млн рублей в 2019-м до 233,6 млн в 2022-м, чистая прибыль за тот же период выросла с 3,6 млн до 11,1 млн рублей. 100% долей в НПО «3Д-Интеграция» принадлежит ООО «Ай 3Д группа», единственным учредителем которой выступает Михаил Родин. «Выручка компании в 2024 году по всем направлениям составила 1,2 млрд рублей, что включает продажи собственных моделей 3D-принтеров, интеграцию ввозимого оборудования и сервисы поддержки, — указывают в «Восходе». — Компания — один из крупнейших интеграторов в области аддитивных технологий».
«Восход» уже инвестировал в Am.Tech 250 млн рублей за 14,6% доли в компании, уточнили в фонде. «Минимальный чек инвестиций для индивидуальных инвесторов составит 117 000 рублей, общая сумма аллокации на «Авроре» составляет 344 млн рублей. Общий объем раунда — 600 млн рублей примерно за 30% компании, у основателя останется около 70%», — говорит представитель «Восхода».
Портфель фонда «Восход» включает более 40 компаний с фокусом на deeptech. Преимущественные направления для инвестиций — робототехника, микроэлектроника, медтех и биотех, информтехнологии, аэроспейс. В числе портфельных проектов — разработчики промышленных роботов, головных нейроимплантов для реабилитации и связи «мозг-компьютер», ракет-носителей сверхлегкого класса и др. Общий объем средств под управлением — 18 млрд рублей.
Мировой рынок аддитивного производства к 2029 году может более чем удвоиться по сравнению с результатом 2025 года: по оценкам ResearchAndMarkets, его объем в этом году составит $23,42 млрд, а к 2029-му — около $50,5 млрд.
В России рынок аддитивных технологий также демонстрирует значительный рост. «Базовый сценарий развития аддитивных технологий в России, разработанный Минпромторгом, — это 13,2 млрд рублей к 2030 году, но сегодня мы видим, что в 2023 году мы достигли цифры уже в 12 млрд рублей, — рассказывала в декабре 2024 года изданию «Энергетика и промышленность России» исполнительный директор Ассоциации развития аддитивных технологий (АРАТ) Ольга Оспенникова. — В 2024 году этот показатель достигнет 18 млрд рублей». То есть аддитивные технологии в России развиваются не по базовому сценарию, а по инновационному. В стратегии развития аддитивных технологий это 58 млрд рублей к 2030 году. То есть рынок действительно активно растет.
В настоящее время спрос на металлические 3D-принтеры по технологии SLM (selective laser melting, селективное лазерное плавление — технология 3D-печати, относящаяся к группе технологий «синтез на подложке», печать металлическими порошками) очень высок, констатирует руководитель отдела развития перспективного лазерного оборудования и технологий VPG LaserONE (кластер «СФ Тех» ГК Softline) Сергей Шмелев. По оценкам VPG LaserONE, этот рынок растет со среднегодовыми темпами около 30%. «Стремительное развитие связано с ускоренным внедрением технологий аддитивной печати металлическими порошками в такие ключевые отрасли российской экономики, как авиация и космос, энергетика, нефть и газ. Кроме того, подобными 3D-принтерами активно оснащаются ведущие вузы и НИИ, создаются научные и учебные центры аддитивных технологий», — перечисляет Шмелев.
Конкуренция на рынке достаточно серьезная, признает эксперт: сейчас в России работают около десяти компаний-производителей аддитивных установок, а кроме того, в страну также поставляют свою продукцию ведущие китайские бренды. «За 2024 год в России было продано 94 аддитивных установки, печатающих по технологии SLM, на общую сумму 3,1 млрд рублей», — говорит Сергей Шмелев.
Директор продукта «Инферит ИТМен» Данила Трусов считает сделку между «Восходом» и Am.Tech «важным сигналом для рынка»: инвесторы готовы вкладываться в локализацию промышленной аддитивной печати. Спрос на металлическую 3D-печать в России сегодня подогревается потребностью в быстром прототипировании и более компактных сериях для авиационной, космической, энергетической и медицинской отраслей, задачей снижения зависимости от импортного оборудования и комплектующих, а также госпрограммами субсидирования и заказами крупных холдингов, перечисляет Трусов. «Предприятия переходят от пилотных внедрений к реальному использованию 3D-печати в производстве. Если раньше достаточно было просто «показать технологию», то теперь ключевая цель — интегрировать ее в постоянные производственные процессы», — полагает он.
Легко, впрочем, участникам рынка здесь не приходится. Главные проблемы — зависимость от зарубежных компонентов и материалов, дефицит квалифицированных инженеров, а также недостаточная зрелость IT-инфраструктуры на производстве, указывает Данила Трусов. Серьезным барьером выступает, по его словам, полная локализация цепочки поставок (порошки, лазеры, ПО) и сертификация: «Речь идет не только о сборке в России, но и о надежных отечественных поставщиках порошков, лазерных источников, оптики, управляющего ПО и стандартизованных комплектующих; их отсутствие или высокая цена удорожают продукт». Поэтому нужны инвестиции в НИОКР и сертификацию, зрелые процессы качества и постобработки, а также квалифицированные инженерные команды, делает вывод эксперт, добавляя, что масштабирование производства также требует существенных капвложений в фабричные мощности и логистику.
Am.Tech — «спин-офф» компании, которая исторически занималась дистрибуцией и интеграцией решений в 3D-печати, преимущественно китайских, обращает внимание Павел Охонин, партнер инвесткомпании Kama Flow, вложившейся в производителя промышленных 5D/3D принтеров Stereotech. «Видимо, в какой-то момент было принято решение о создании собственного продукта на базе тех решений, которые они продавали. С одной стороны, применение на рынке [крупногабаритной печати по технологии SLM] есть, но, с другой, мы пока не наблюдаем масштабного спроса на подобное решение, кроме печати некоторых сложных деталей для иных отраслей промышленности, требующих длительного цикла сертификации и внедрения в производство, — рассуждает Охонин. — <…> Эта технология достаточно перспективна, но текущий объем рынка для нее ограничен».
Успех Am.tech, продолжает партнер Kama Flow, будет зависеть от того, насколько оперативно они локализуют производство и как активно будут расширять базу доступных к печати моделей. Важная задача — подтвердить, что внедрение в производство такого метода изготовления деталей сопоставимо с традиционными методами, считает эксперт: «Путь от дистрибьютора к вендору сложный и дается немногим, но мы будем рады, если эта история увенчается успехом. Правда, на текущий момент кажется, что эта история больше связана с продажей иностранных китайских решений с частичной локализацией».

