"Ъ" стали известны аргументы, по которым Пресненский суд Москвы отказал экс-супруге Владимира Потанина Наталье в признании за ней прав на 15% акций ГМК "Норильский никель".
По данным "Ъ", суд не нашел доказательств того, что акции ГМК принадлежат напрямую господину Потанину: действительно, они оформлены на офшорные компании, в результате принадлежащая ему кипрская Olderfrey лишь косвенно распоряжается 30,4% акций "Норникеля".
Госпожа Потанина обжалует решение в апелляции, но юристы считает ее шансы невысокими из-за того, что законы в РФ не признают бенефициарного владения в таких спорах.
"Ъ" стали известны подробности закрытого судебного процесса, в котором экс-супруга владельца "Интерроса" Владимира Потанина Наталья требует половину акций ГМК "Норильский никель", принадлежащих "Интерросу" (30,4% на конец второго квартала, в пятницу они стоили на Московской бирже 456 млрд руб.), и половину акций кипрской Interros International, "владеющей другими значимыми активами семьи".
Госпожа Потанина подала иск в Пресненский суд Москвы весной, ответчики — Владимир Потанин, ООО "ХК "Интеррос"", офшорные компании, задействованные в структуре владения акциями "Норникеля", а также Мария Филакту и София Иосиф. В сентябре суд отказал Наталье Потаниной, но детали спора не раскрывались.
Наталья Потанина требовала половину акций ГМК и Interros, ссылаясь на отчетность "Норникеля" и документы суда Лимасола, где представители господина Потанина заявляли, что он "не скрывает и не отрицает, что является конечным бенефициаром 30,27% акций "Норникеля"". Кипрский суд в прошлом октябре отказал в рассмотрении иска и направил стороны в российские суды.
Но, как рассказал источник "Ъ", знакомый с процессом, Пресненский суд "не нашел доказательств того, что Владимир Потанин является акционером "Норникеля"". По его словам, офшорные компании "Интерроса", не владеющие акциями ГМК напрямую, заявляли в суде, что "не являются акционерами ГМК", и указали, что Владимир Потанин — не их акционер.
А подконтрольная бизнесмену кипрская Olderfrey (головная структура цепочки офшорных компаний) заявила, что не владеет акциями "Норникеля", поэтому требования Натальи Потаниной "неисполнимы".
Суд согласился с этим, посчитав, что акции "Норникеля" и Interros "принадлежат не Потаниным, а другим юридическим и физическим лицам", говорит собеседник "Ъ".
Доводы истицы о бенефициарном владении господином Потаниным акциями ГМК на основе решения кипрского суда Пресненский суд не принял, поскольку это решение не подлежит признанию и исполнению в РФ и "не может рассматриваться как устанавливающее юридический факт", рассказывает источник.
Суд также решил, что к спору неприменимы нормы иностранного права, а в РФ "бенефициарное право" при спорах о разделе имущества не признается.
Юрист Владимира Потанина Татьяна Старикова и представитель Натальи Потаниной Оксана Косаченко отказались комментировать спор.
По словам госпожи Косаченко, госпожа Потанина удивлена тем, что вопрос о разделе акций "Норникеля" и Interros суд рассмотрел за два заседания, а раздел гораздо менее значимых активов (московская квартира, старые банковские счета и др.) занял полтора года. "Мы ждем апелляции",— сказала она. Дата заседания не назначена.
Юристы невысоко оценивают шансы Натальи Потаниной. Партнер юридического бюро А2 Михаил Александров указывает, что если юристы госпожи Потаниной не представили суду выписку из кипрского реестра о том, что Владимир Потанин — акционер Olderfrey, при апелляции это сделать сложнее: нужно иметь вескую причину, по которой документ не мог быть представлен в первой инстанции.
Поскольку решение кипрского суда с информацией о бенефициарном владении отказное, то "исполнять в России действительно нечего", замечает он, добавляя, что оценивать это решение как одно из доказательств — прерогатива суда.
Но законы РФ "не знают понятий "траст" или "бенефициарное владение"", поэтому для истца "ситуация непростая", хотя спор еще может завершиться мировой, говорит юрист.
Профессор кафедры правового обеспечения рыночной экономики РАНХГиС Сергей Абрамов считает, что есть "широкий арсенал средств и способов собирания доказательств, которыми сторона не воспользовалась, что могло повлиять на решение суда", и апелляция дает шанс госпоже Потаниной еще раз убедить суд в том, что бывший супруг владеет акциями ГМК.
Но с учетом "пробелов в правоприменительной практике" господин Абрамов оценил ожидания положительного результата как "завышенные".