Российское правительство может вмешаться в крупнейшую в мире сделку по слиянию в нефтесервисном бизнесе, которую ведут американские Baker Hughes и Halliburton. ФАС продлила рассмотрение ходатайства, поданного российскими структурами этих компаний по объединению российских активов.
По данным "Ъ", сделка должна быть вынесена на правительственную комиссию по иноинвестициям. Такая же ситуация уже случилась при рассмотрении приобретения Schlumberger российской Eurasia Drilling, и тогда покупателю пришлось пойти на ряд уступок правительству РФ. Впрочем, в случае Baker Hughes и Halliburton источники "Ъ" и эксперты особых проблем пока не ожидают.
ФАС 21 апреля продлила срок рассмотрения ходатайства Red Tiger LLC (дочерняя структура американской нефтесервисной Halliburton) о приобретении прав управления российскими активами поглощаемого конкурента — Baker Hughes.
Зарегистрированная в Делавэре Red Tiger претендует на управление десятью компаниями, в том числе ЗАО "Бейкер Хьюз", АО "Бейкер Хьюз технологии и трубопроводный сервис", ООО "Тюменский завод нефтепромыслового оборудования", ООО "Оренбургнефтегеофизика" и нидерландской Baker Hughes B.V.
Об объединении Baker Hughes и Halliburton стороны объявили в начале года, сумма сделки — $34,6 млрд, и это самое масштабное слияние в мировой нефтесервисной отрасли. После ее завершения в объединенной компании Halliburton акционеры Baker Hughes будут владеть около 36%. Ее штаб-квартира расположится в Хьюстоне, акции будут торговаться на NASDAQ. Сделку планируется закрыть во второй половине года.
Для завершения сделки приходится получать разрешения антимонопольных органов стран, где работают компании. В целом на рынке РФ оба американских игрока занимают довольно маленькую долю — около 5%, по подсчетам Александра Назарова из Газпромбанка.
Но источники "Ъ", близкие к правительству РФ и ФАС, говорят, что, скорее всего, сделку будут выносить на согласование правительственной комиссии по иноинвестициям в стратегические компании. По закону (57-ФЗ) она рассматривает сделки, связанные с геологическим изучением недр, разведкой или добычей, и формально нефтесервис в этом перечне не указан.
"Но сейчас нефтесервис фактически признан стратегической отраслью, к сектору особенное внимание",— говорит собеседник "Ъ".
На таком же основании ФАС уже приостановила сделку по покупке Schlumberger (штаб-квартиры в Хьюстоне и Париже) российской Eurasia Drilling Company (EDC) и передала ее на правкомиссию по иноинвестициям, хотя сначала компании рассчитывали, что одобрения российских регуляторов им вообще не требуется.
Неофициально причиной проблем Schlumberger называются опасения крупнейших нефтекомпаний РФ, что после сделки значительная доля рынка перейдет к американцам, а при расширении санкций работы могут быть свернуты. В итоге Schlumberger, видимо, придется согласиться на ряд ограничений: объединенную компанию возглавит российский менеджер, она гарантирует защиту гостайны и получит одобрения у регуляторов из США.
Но собеседник "Ъ" считает, что, скорее всего, у сделки Baker Hughes и Halliburton таких проблем не будет и ее одобрят. Впрочем, он не исключает, что после объединения Baker Hughes и Halliburton могут попросить продать часть активов.
Александр Назаров, напротив, полагает, что объединение не должно быть проблемой и правительство вряд ли будет опасаться этой сделки так же, как покупки EDC. Но, добавляет эксперт, регулятор может принять во внимание, что в отдельных сегментах сервиса доля двух компаний будет достаточно серьезной — около 25%, например в рынке буровых растворов и направленного бурения.