По данным газеты «Коммерсантъ», Россия официально предложила Франции обменяться госпакетами крупнейших национальных автопроизводителей — «АвтоВАЗ» и Renault. Их рыночная стоимость несопоставима (капитализация Renault на Euronext 30.06.10 составляла $11 млрд, а АвтоВАЗ на ММВБ стоил $593 млн), и Россия за свой блокпакет в «АвтоВАЗ» в результате сделки может рассчитывать всего на 1,34% акций Renault. Но Франции вообще незачем увеличивать долю в АвтоВАЗе.
Сейчас российские власти контролируют 25% акций «АвтоВАЗ» через «Ростехнологии», а властям Франции принадлежит 15% акций Renault. По мнению премьера Владимира Путина, обмен «определенными пакетами» был бы «любопытной, мощной кооперацией». Он оговорился, что Россия «ни на чем не настаивает и никого ни к чему не подталкивает», но к обмену готова, равно как готова и к тому, что Renault рано или поздно получит в «АвтоВАЗ» контрольный пакет (сейчас 25% акций). Премьер признает, что Россия может рассчитывать только «на небольшой процент».
Российские власти впервые официально обнародовали идею обмена госпакетами «АвтоВАЗ» и Renault, которая возникла еще прошлой осенью, накануне визита Владимира Путина во Францию. Тогда говоролсь о том, что если французская сторона согласится создать какой-либо альянс Renault и «АвтоВАЗ» с перекрестным владением бумагами, то получит облегченный доступ к российским энергоресурсам. Однако с тех пор данная идея никакого продвижения и не получила как основную ее сейчас никто не рассматривает.
Три марки объединены в Группу Renault : Renault, Dacia (с 1999 г.) и Renault Samsung Motors (с 2000 г.). Renault присутствует в 118 странах. 37% продаж Группы приходятся на неевропейские страны (данные 2008 г.) 2 382 230 автомобилей Renault продано в мире (данные 2008 г.) 1 млн автомобилей Logan продано в мире (май 2008 г.). Оборот компании в 2008 году составил ?37 791 млн. На 31 декабря 2008 г. количество сотрудников группы составило 129 068 человек. 6 090 304 автомобилей было продано в мире Альянсом Renault-Nissan (2008 г.)
Созданный в марте 1999 г., Альянс Renault-Nissan представляет собой первый пример промышленного и коммерческого партнерства такого рода между французской и японской компаниями. На сегодняшний день он работает очень успешно. В частности, была создана совместная дирекция по закупкам, которая регулирует 100% закупок обеих Групп.
Подтверждая, что Россия – страна стратегического значения для Альянса Renault-Nissan, в феврале 2008 г., Renault и ОАО «АвтоВАЗ» подписали договор о стратегическом партнерстве. В 2009 г. между Renault и ОАО «АвтоВАЗ» было подписано соглашение, согласно которому со стороны Renault будет произведен имущественный взнос, включающий передачу технологий, производственного оборудования, а также экспертных знаний и опыта, в размере, эквивалентном ?240 млн. (10,8 млрд. руб). Эти средства пойдут на модернизацию производственной линии, на которой с 2012 г. будут выпускаться, на единой платформе B0, автомобили трех марок: Lada, Renault и Nissan. Это должно позволить ОАО «АвтоВАЗ» восстановить рентабельность и сохранить лидирующие позиции марок Lada, Renault и Nissan на российском рынке.
В пресс-службе Renault повторяют, что концерн доволен своей нынешней долей в «АвтоВАЗ» и в ближайшем будущем наращивать ее не намерен.
Юлию Матевосову из «Атона» идея обмена бумагами кажется бессмысленной. «Еще можно предположить, что российской стороне интересно быть акционером Renault, пусть даже миноритарным, но, зачем властям Франции становиться акционером «АвтоВАЗ», вообще непонятно»,— поясняет аналитик. Андрей Рожков из ИКФ «Метрополь» добавляет, что у «АвтоВАЗ» нет ничего, что бы Франция хотела купить с точки зрения технологий».