Россия и Китай рассчитывают на долгосрочное сотрудничество по таким направлениям, как транспортно-логистические цепочки, сельское хозяйство и переработка природных ресурсов. Российская сторона ожидает резкого усиления инвестиционного партнерства: психологический барьер между странами пройден, и теперь решения принимаются быстрее.
Об этом заявил вице-премьер Аркадий Дворкович на XII Красноярском экономическом форуме. В правительстве РФ также не исключают возможности получения китайскими инвесторами доли более 50% в стратегических месторождениях, за исключением шельфа.
«Думаю, что мы на пороге серьезного прорыва в части инвестиционного, а не торгового сотрудничества»,— заявил сегодня вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, выступая на пленарном заседании Красноярского экономического форума. По его словам, китайские инвесторы заинтересованы в российском сельском хозяйстве, транспортно-логистических цепочках, а также в переработке природных ресурсов.
Китайская сторона, отметил господин Дворкович, стала более активной и неформальной, а Россия, в свою очередь, более открыто и спокойно относится к инвестициям своего восточного партнера.
«У нас есть специальный режим для стратегических инвестиций, но решения на соответствующей комиссии принимаются в 95% случаев в пользу наших партнеров. Здесь подход абсолютно равный, ограничений нет. Их и раньше не было, но был психологический барьер»,— пояснил вице-премьер.
С Китаем запланировано «долгосрочное партнерство по самым важным направлениям», при этом решения принимаются намного быстрее, чем раньше, заверил Аркадий Дворкович. Он также отметил, что при наличии запросов китайских инвесторов о получении контроля на стратегических месторождениях (за исключением шельфа) правительство РФ готово их серьезно рассмотреть.
«Я политических препятствий не вижу»,— заявил вице-премьер. По его словам, таких запросов пока не было. «Может быть, в том числе потому, что наши китайские друзья понимают, что комфортнее работать в партнерстве 50 на 50 или 51 на 49»,— предположил господин Дворкович.
По словам заместителя министра экономического развития РФ Станислава Воскресенского, китайские инвесторы уже представили дополнительный перечень из 12 проектов, которые представляют для них интерес.
«Все знают об интересе КНР к проекту высокоскоростной магистрали Москва—Казань, возможно, как части проекта “Великий шелковый путь” из Европы к восточному побережью Китая»,— отметил Аркадий Дворкович. Однако первый вице-президент ОАО РЖД Александр Мишарин предупредил, что не стоит рассчитывать на строительство Китаем инфраструктурных проектов «под ключ»: требования стран к материалам и качеству рабочей силы отличаются.
«Наиболее эффективным решением будет создание совместных предприятий. Грубо говоря, материалы и рабочая сила наша, инженеры и технологии китайские»,— считает господин Мишарин.
По его словам, китайские партнеры готовы инвестировать значительные средства в экономику России. Однако длинные кредиты под приемлемый процент, отметил вице-президент РЖД, удастся привлечь в Китае лишь при участии государства. «Частный бизнес может дать только короткие деньги»,— считает он.
При этом ожидается небольшой спад товарооборота России и Китая, сообщил Аркадий Дворкович. Напомним, что в 2014 году российско-китайский товарооборот составил $88,4 млрд., в 2013-м — $89 млрд.