Россия предложила Зимбабве заключить межправительственное соглашение о взаимной защите инвестиций. Это связано с планами «Ростехнологий» войти в проект по разработке второго по величине в мире месторождения платины Дарвендейл, несмотря на высокие политические и инвестиционные риски. Партнером «Ростехнологий» может стать «Металлоинвест» Алишера Усманова.
Зимбабвийские власти, против которых действуют санкции США и ЕС, заинтересованы в привлечении в свою горнорудную отрасль «Ростехнологий» в обмен на поставки российских военных вертолетов.
Основные инвестиции по проекту Дарвендейл в размере $1,5-2 млрд придутся на ближайшие два-три года для строительства фабрики. После этого производство платины может составить около 600 тыс. унций. Таким образом, инвестиции оправдаются за пять-шесть лет, если исходить из текущих цен на платину, которые, не исключено, вырастут.
Ситуацию с вхождением «Ростехнологий» в африканский проект осложняет наличие у госкорпорации серьезного конкурента в лице группы компаний «Ренова» Виктора Вексельберга. «Ренова» уже более полугода пытается войти в проект «Дарвендейл». Она обсуждала участие в разработке платиноидов в Зимбабве как с властями этой страны, так и с российскими компаниями, заинтересованными в сотрудничестве с Зимбабве.
Лицензия на Дарвендейл с 2006 года принадлежит компании Ruschrome Mining (Pvt) Ltd — СП правительства Зимбабве и российского Центра делового сотрудничества с зарубежными странами (ЦДС; у партнеров по 50%).
Месторождение платиноидов в долине Дарвендейл — второе по величине в мире. Расположено на юго-востоке Африки. Доказанные запасы платины составляют 19 тонн, а ресурсы — 755 тонн с учетом других металлов (платина, палладий, родий, золото, никель и медь) в пересчете на условную платину. Общий объем капитальных вложений в разработку в 2011-2055 годах оценивается в $2,8 млрд.
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов говорит, что схемы обмена вооружений и военной техники на активы или товары встречаются, хотя и не часто. По его словам, это связано с избытком предложения на рынке и недостаточностью денег у покупателей. Господин Пухов при этом сомневается, что подобная схема применима для российских поставок в Зимбабве из-за нестабильности политического режима в этой стране.